Найти тему

Можно ли признать недействительным SMS оператора связи о повышении стоимости тарифного плана?

Оглавление

Продолжаю тему про правовую природу SMS о повышении стоимости тарифного плана. Первая часть на тут. Или у меня в Телеграм - канале тут. Там я я приводил аргументы, почему SMS о повышении стоимости тарифного плана можно рассматривать как оферту.

Как обычно представляем ситуацию

Представим ситуацию, что оператор направил абоненту SMS об изменении размера абонентской платы, однако срок вступления изменений в силу менее чем через 10 дней. На сайте оператора информация об изменении стоимости тарифа также отсутствует.

Может ли оферта быть признана недействительной?

Из Определения ВС РФ от 27.11.2017 по делу № 306-ЭС17-10491, А57-15765/2011 следует, что к оферте могут быть применены правила о недействительности сделок. Такой же вывод следует и из Постановления Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 N 3170/10 по делу № А09-2033/09.

Таким образом, раз SMS является офертой, то к нему можно применять правила о недействительности сделок.

Когда оферта противоречит закону

Статья 168 ГК РФ устанавливает последствия противоречия сделки требованиям закона или иного правового акта. Правила оказания услуг телефонной связи утверждены Постановлением Правительства. Из п. 6 ст. 3 ГК РФ следует, что Постановления Правительства относятся к «иным правовым актам». Факт нарушения 10 дневного срока уведомления означает, что повод для оспаривания SMS на основании ст. 168 ГК имеется.

Оспоримой (п. 1 ст. 168 ГК РФ) будет та сделка, которая нарушает интересы непосредственно одной из сторон сделки, а ничтожной (п. 2 ст. 168 ГК РФ) – сделка, которая нарушает публичные интересы или интересы третьих лиц.

SMS оспоримо или ничтожно?

К какому же из пунктов следует отнести наше SMS? На мой взгляд, это самый спорный момент. Приведу аргументы авторов Глоссы (Сделки, представительство, исковая давность: постатейный комментарий к ст. 153–208 ГК РФ ), которые склонны считать ничтожными условия нарушающие права потребителей.

  • «Применение режима оспоримости было несправедливым в тех случаях, когда императивные нормы закона защищают потребителя от навязывания ему несправедливых условий. Получалось бы, что такой потребитель должен в короткий срок после заключения договора инициировать судебный процесс об оспаривании незаконных условий под страхом утраты права ссылаться на незаконность соответствующего условия вследствие истечения исковой давности»;
  • «Применение в потребительском контексте режима оспоримости незаконных условий и соглашений было бы несправедливым и экономически неоправданным. В мировой практике незаконные условия потребительских договоров, как правило, просто ничтожны (или необязательны для потребителя)»;
  • «Редакция п. 2 ст. 168 ГК РФ позволяет подвести односторонние сделки под режим ничтожности. Достаточно учесть, что в контексте односторонних сделок указанные в норме третьи лица, нарушение чьих интересов дает основания для констатации ничтожности, являются как раз теми самыми лицами, которым адресуется односторонняя сделка и права которых она затрагивает».

Также авторы отмечают, что в п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей фактически содержится прямое указание на ничтожность условий договора, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Итого

Таким образом, оператор хоть и нарушил срок уведомления конкретного абонента, он все равно тем самым нарушает публичный интерес, который выражен в защите потребительских прав.

Такой подход позволяет считать SMS о повышении абонентской платы ничтожным, которое не порождает правовых последствий для сторон.

Безусловно оператор самостоятельно не откажется от выставления нового размера абонентской платы, а абоненту, чтобы добиться констатации ничтожности SMS все равно придется идти в суд. Однако значимость недействительности на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ в том, что в отличие от п. 1 ст. 168 ГК РФ оператор фактически лишается возможности ссылаться на подтверждение сделки путем совершения конклюдентных действий. То есть даже если абонент будет оплачивать тариф по новым расценкам, такие действия не должны исцелять ничтожное SMS и делать из него законное уведомление.

Также я веду Telegram канал о праве - Прочёл в законе. Там можно найти практические советы, теорию, интересные юридические кейсы, опыт зарубежных стран и даже исторические заметки о праве. Все посты там выходят раньше, а также есть эксклюзивные материалы. Подписывайтесь