Найти в Дзене
VIZARD

Северный морской путь - какая история?

Оглавление

«Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути»

История освоения Северного морского пути очень велика.

Трасса СМП
Трасса СМП

Множество зарубежных и русских экспедиций по частям исследовали эту территорию, понимая весь ее потенциал практического использования.

Впервые в истории пройти сквозным рейсом по Северному морскому пути удалось в 1878-1879 годах экспедиции шведского исследователя барона Нильса Норденшельда. Однако, этот успешный поход со временем стали считать простой удачей на том основании, что подобное плавание в дальнейшем не повторялось на протяжении десятилетий.

Важным вкладом в разработку и освоение СМП стала Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Б.А. Вилькицкого 1910-1915 г.г.

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана Бориса Вилькицкого.
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана Бориса Вилькицкого.

Помимо того, что климатические, природные и ледовые материалы экспедиции послужили ценным пособием для составления мореходных карт (в особенности для восточной части Северного Ледовитого океана), в ходе этой экспедиции был открыт архипелаг островов Северная Земля, что стало последним крупным географическим открытием на земном шаре.

В 1918-1920 годах легендарный Руаль Амундсен прошел северный морской путь с двумя зимовками.

Но даже имея трёхкратный опыт сквозных рейсов по СМП, мнение о том, что регулярное плавание судов вдоль сибирского побережья невозможно, не было поколеблено.

В 1930 г. западные и отечественные знатоки и авторитеты утверждали: «Исходя из имеющегося опыта, можно с уверенностью говорить о том, что в нашу геологическую эпоху не приходится считаться с северным морским путем как транзитной морской трассой».

Но история освоения Арктики – это всегда подвиги и открытия «за гранью».

Так, освоение Северного Ледовитого океана, прерванное в период первой мировой войны, возобновилось при советской власти, и приобрело масштабы, которые до этого не видел мир.

Переломным моментом в развитии СМП стал героический сквозной проход ледокольного парохода «Александра Сибирякова» под командованием Отто Юльевича Шмидта в 1932 г. Впервые в истории, судно, обогнув с севера Северную Землю, прошло весь путь за одну навигацию.

Отто Шмидт
Отто Шмидт

Несмотря на то, что изначально такой проход по СМП воспринимался правительством как «глупая и никчемная фантазия», сразу же после успешного завершения плавания «Сибирякова», власти СССР постановили учредить Главное управление Северного морского пути:

«Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».

С этого момента Северный морской путь стал важнейшей стратегической и экономически эффективной транспортной артерией для страны, как кратчайший действующий водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком.

Значение СМП в экономическом и политическом направлении возрастает с каждым годом и в наше время. Одной из глобальных целей развития СМП сегодня является осуществление круглогодичной навигации в высоких широтах.

Трасса СМП
Трасса СМП

Для реализации проекта составлен план развития СМП, который включает в себя: строительство судов ледокольного флота, грузовых судов ледового класса и аварийно-спасательных судов.