Совсем недавно читая новости мне пришла в голову цитата из стихотворной пьесы Леонида Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца". Там есть такие строки: "Утром мажу бутерброд - Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, И компот нальется в рот!". Вот и я анализируя прочитанное как-то сразу представил себе картину, как один из лидеров партии "Справедливая Россия - За правду!" едучи в майские выходные по улицам Москвы, попивая шампанское на мягком сидении своего служебного автомобиля и закусывая его дефицитнейшим фуа-гра или может быть даже черной икрой, неожиданной вскричал, словно Архимед - Эврика! Я точно знаю, что нужно россиянам! И даже знаю за сколько.
Приехав на Моховую в дом 7, он же скорее всего работал в своем кабинете, иначе бы не узнали об осенившей его фантастической идее 2 мая 2023 года, решил поделиться с мыслями с корреспондентом РИА Новости. Которому в частности рассказал о том, что:
Продажи новых автомашин понемногу нарастают, но цены не снижаются и, что-то мне подсказывает, будут только расти. И, если даже проблема дефицита исчезнет, не похоже, что доступные модели вернутся на рынок. Выход один — нашей стране нужен „народный автомобиль“, отвечающий современным базовым требованиям по безопасности и комфорту.
Далее он уточнил, какой именно он видит эту машину:
"народный автомобиль" должен быть оснащен бензиновым двигателем объемом около 1,5 литра и мощностью 100–120 лошадиных сил, ручной коробкой передач, иметь повышенный клиренс, две подушки безопасности, кондиционер, антиблокировочную систему (ABS) и систему курсовой устойчивости (ESP), а также навигацию "ЭРА-ГЛОНАСС"
Более того, он настолько размечтался, что даже озвучил стоимость машины:
Разумеется, народным такой автомобиль будет лишь при условии доступной цены — порядка 500 тысяч рублей, а это станет возможно только благодаря мощной государственной поддержке. А значит, необходим специальный национальный проект. Иначе мы обречены на старение автопарка, рост смертей и травм на дорогах.
У меня сразу возникло множество вопросов. К примеру первый, а простите уважаемый народный избранник, давно ли вы были в магазине? Нет, не в том, в который расположен на "Рублевке", а в обычном, ну типа "Пятерочка" или "Дикси"? Думаю о их существовании вы все же знаете, ведь их много и эти супермаркеты часто мелькают в окнах вашей, скорее всего немецкой и думаю совсе не дешевой машины. Ну даже если вам по статусу положен отечественный "Аурус", то и он стоит более 25 миллионов рублей. Сумма, для большинства ваших сограждан просто немыслимая. Ну а если были, то наверное видели насколько выросли цены за последние три года. Тогда у меня сразу второй вопрос: давно ли вы были в автосалоне крупнейшего отечественного производителя ВАЗ? Думаю тоже не были никогда. Но я вам открою страшную тайну у завода из Тольятти есть даже официальный сайт, на котором публикуются актуальные цены, представлен весь модельный ряд и даже есть конфигуратор. Он совсем не сложный, там нет большого количества опций.
Впрочем давайте я даже проведу вам небольшую экскурсию по порталу Лада.ру. Итак, открываем и выбираем самый дешевый автомобиль в семействе. Это конечно же Lada Granta. Выбираем комплектацию которая называется Classic. И что же мы видим? А вот что -
Оказывается самая простая модель у которой нет ни ABS, ни подушек, ни упаси боже ESP, да даже электростеклоподъемников нет на задних дверях, стоит 692 300 рублей. Может быть мы сможем найти что-то в опциях? смотрим далее.
Как видим первое, что предлагает производитель это установку не штампованных, а легкосплавных дисков по 15 посадочный размер. Нет можно выбрать и цвет, палитра богата. Но вот только и за него придется доплатить уже 12 тысяч рубликов. Это если вы не хотите брать черную или белую машину.
Что же мы получаем в итоге за 726 300 рублей? Вот, пожалуйста смотрите.
В ней нет НИЧЕГО! От слова СОВСЕМ! А сколько же тогда стоит машина со всеми перечисленными вами опциями? Давайте-ка глянем. Вот отличный автомобиль в комплектации Comfort.
У него есть аудидистема, а не просто четыре динамика, есть возможность выбрать двигатель. И такие же как у предыдущей модели литые диски. Они тоже стоят 22 000 рублей.
Вот итоговая комплектация.
И все равно она вышла под один! я не оговорился, под ОДИН МИЛЛИОН РУБЛЕЙ!
Может стоит рассказать вам о том, что Granta хоть и щеголяет современным обвесом все равно родом из конца 70-х годов. Ведь построена она на платформе "Гамма" от ВАЗ-2108. А значит столь же безобразно управляется, тормозит и совсем не отличается плавностью хода. Ну в ней не так удобно как в машине с пневматической подвесной.
Тут вот еще, что хочется сказать. Поскольку автомобиль этот далеко не новый, то завод имеет на нем самую минимальную прибыль. Больше того, все вышеперечисленные вами системы, включая тот же впрыск топлива, ABS/ESP и подушки безопасности в нашей стране не приводятся. Так уж получилось, что все эти системы давно запатентованы и выпускаются одной большой немецкой компании BOSCH, кроме подушек конечно, причем делаются они для всего мира, а значит миллионными тиражами. И значит стоят очень немного, но при этом обладают отменным качеством. Завод с прошлого года пытается найти иных поставщиков, но это сильно усложняет логистику и соотвественно ведет к повышению стоимости. Кстати одна система "ЭРА-ГЛОНАСС" может обойтись, вместе с установкой в довольно кругленькую сумму, а именно от 39 000 до 55 000 рублей.
Значит берем искомые, ну пусть будет 500 000 и вычитаем из них 40 000. Это просто система оповещения, о стоимости мотора, который не может стоить менее 300 тысяч, и коробки передач, без которой автомобиль не поедет, момент знаете ли крутящий нужно через нее передавать к ведущим колесам, я вообще умолчу. А сколько стоит сама платформа, силовой каркас и внешнее оперение? Вот и выходит, что если мы говорим о новом(!), современном(!), безопасном(!) автомобиле, то этой суммы ну никак не хватит.
Нет, конечно можно попытаться сделать некое подобие машины "Кинешма" или "Мишка" появившиеся в начале 90-х годов. Но в них ни о каком комфорте, управляемости или безопасности и подумать было нельзя. Да и автомобилями их назвать язык не поворачивается. Это действительно просто машины, ну как стиральные.
Да и вообще, если честно, меня сильно, ну прямо вот очень, напрягают выражения "народный автомобиль". То есть выходит, вы нас, большую часть населения страны, для которых и миллион является неподъемной суммой вот так вот сразу записали в "нищеброды"? Которые только и достойны, что ездить на неком подобии автомобиля? То есть выходит мы не уровень жизни поднимать собрались, а пересадить нас на тележки с мотором?