«Сбить самолёт – самый трудный элемент работы. В чём сложность? Если надо лететь на Берлин и сбросить бомбу, то Берлин стоит на месте и никуда не денется. Если нужно сбросить бомбу на какой-нибудь завод, тоже можно свободно попасть. Но вот у вас на скорости порядка 500–600 километров ходит маленькая цель-точка, и вам говорят – сбейте ее пулькой. На завод бросают двухтонные бомбы, а в точку я должен попасть пулей. Причём в пространстве, когда всё движется и кувыркается. И мы попадаем. Но попасть в самолёт в воздушном бою на маневре – куда труднее, чем прийти и сбросить бомбу в определённом районе на определённый объект. Более лёгкая задача – расстрелять автомашину или повозку, движущуюся по дороге, по прямой. Я беру и по дороге вывожу точку упреждения и выпускаю туда свой снаряд. Снаряд летит, и машина подбита. В воздухе таких линейных ориентиров нет у меня.
И мы говорим поэтому, что для того, чтобы расстрелять самолёт, нужно подойти к нему в упор и в упор его расстреливать. А если будешь бить за километр, за полтора, то это будет затея с негодными средствами, и тебя тогда собьёт враг. Поэтому я говорил своим лётчикам – бейте его с 20 метров, нужно бить в упор, и тогда только огонь будет страшен для противника. И вот от жёстких требований у меня и был успех в боевой работе.
Тренировка молодых лётчиков должна быть организована чрезвычайно быстро. Он никогда ещё не стрелял в жизни, а я ему говорю – стреляй в противника в упор, нужно лезть на противника так, чтобы не дать ему возможность повернуться. И такое смелое настойчивое требование вселяет в людях уверенность. Я ему говорю – там сидит такой же человек, как и ты, и бей его. Он так и делает. И противник начинает бояться этого сосунка. Он не видит, кто там сидит в самолёте, а чувствует в нём какого-то зверя, который бросается на него. И когда их бросается двое, четверо или восемь, то противник уже начинает теряться. Так они и действуют под руководством опытного ведущего».
Так рассказывал в июле 1943 года гвардии полковник Ухов Валентин Петрович, командир 3-й Гвардейской истребительной авиадивизии. Запись его слов в боевой обстановке не единственная. Всего 36 человек из состава дивизии были опрошены сотрудниками комиссии по истории ВОВ при АН СССР, которая работала с конца 1941 до 15 ноября 1945 года. Стенограммы этих бесед представляют собой бесценный материал. Не предназначенные для печати, они были свободны от всякой правки и цензуры и несли в себе простую правду о военном и довоенном пути участников боевых действий. Прямая речь «рабочих войны», каждый из которых был самим собой – живым человеком, со своим жизненным опытом, взглядами на события, личными желаниями и стремлением к общей цели. Очень полезное историческое свидетельство, а также ценное пособие для разрушения мифа об отношении советской власти к людям, как к «колесикам и винтикам». Ведь интервью были взяты не только у летчиков, но и у штабных, политических и инженерно-технических работников, чьи судьбы и видение войны были не менее интересными, а вклад в победу не меньшим. Такой комплексный подход позволяет составить более полную, а потому и более объективную картину войны, составленную из истории дивизий, полков и человеческих судеб – всех вместе и каждой в отдельности.
Большой объем материалов комиссии размещен на официальном сайте в виде различных тематических подборок, статей, подборок фотографий и т.д. Печатных публикаций пока не так много. «От Ржева до Берлина. Воины 3-й гвардейской истребительной авиадивизии о себе и боевых товарищах. Правда из прошлого» - одна из первых ласточек. Стенограммы снабжены комментариями и справками почти на 400 человек, упомянутых в тексте. Из фотоиллюстраций многие публикуются впервые.
Марчуков А.В. От Ржева до Берлина. Воины 3-й гвардейской истребительной авиадивизии о себе и боевых товарищах. Правда из прошлого. - Москва: «Центрполиграф», 2023. – 943 с., ил.
О книгах по теме можно прочитать здесь:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.