Александр Малькевич - кавалер ордена Мужества, первый зампред Комиссии по СМИ Общественной палаты РФ, руководитель кафедры журналистики Херсонского государственного университета, кандидат политических наук. О том, как в новых регионах РФ отстраивается мирная жизнь, о подвигах наших военных, мирных жителей и волонтеров - в статье «Краснодарских известий».
Война и мир глазами очевидца
Александр Малькевич практически с начала СВО находится в зоне соприкосновения. В июне прошлого года поехал в недельную командировку, побывал в Донецке, Мелитополе и Херсоне. Увидел там людей - цельных, смелых. И понял, что должен быть с ними.
- Страшно сказать, жители там привыкли к постоянной смертельной опасности. Понять, почувствовать это можно только на собственном опыте - приехать и пожить. Зато с человека сразу слетает шелуха, он становится настоящим. Потому что героизм здесь - почти бытовое, само собой разумеющееся явление. И это заставляет возвращаться сюда снова и снова.
Сегодня у Александра сотни, если не тысячи фотоснимков. Горячие репортажи с места событий, оперативное развенчание фейков в соцсетях. И многое-многое другое. Осенью прошлого года в Москве в Историческом парке «Россия - моя история» открылась выставка его фотографий «Освобожденные территории. Война и мир глазами очевидца». Зрители смогли побывать в настоящих интерактивных залах, один из которых называется «Война», а другой - «Мир». По словам Александра, идея появилась с первого же дня пребывания в командировке.
- Я старался фотографировать то, что задевало мое внимание. В кадрах разрушений очень много личностного. К примеру, в Херсоне я жил в гостинице «Затерянный мир». Ее одной из первых уничтожили ударами «хаймарсов»... Сегодня эти снимки уже история.
Александр уверен, что все, кто едет работать в зону СВО, - герои.
- И я всегда буду об этом говорить, где-то даже высокопарными словами. Риск для жизни там колоссальный. Вот мы сейчас с вами общаемся, а в Запорожской области продолжают обстреливать Васильевку, Энергодар постоянно под огнем. 1 мая сразу трем ракетным ударам в течение 20 минут подвергся Токмак. В результате обстрелов повреждены четыре дома, погибли два мирных жителя, один ранен. Под удар попали и медики, прибывшие на место. Предположительно обстрел велся ракетами, начиненными поражающими элементами - вольфрамовыми шариками. С этой гадостью мы знакомы, так же они расстреливали нас тогда, в октябре, под Антоновским мостом в Херсоне…
К слову, Александр Малькевич получил орден именно за операцию по выводу корреспондентов из Херсона. «Хаймарс» ударил в понтонную переправу перед его машиной. По его словам, «в стрессовой ситуации многие открывают в себе качества, о которых не подозревали. Включаются неведомые механизмы повышенного хладнокровия, потому что нужно принимать быстрые решения».
«Они считают подвиг нормой»
Токмак тоже знаком Александру не понаслышке. Когда 3 января этого года ракеты прилетели в районную больницу, военкор был там.
- Ночью 3 января киевский режим нанес удар из американских систем «хаймарс» по больнице в городе Токмак. Целью для ракет стал корпус, где лечились дети, женщины, старики. После первого обстрела военный врач, командир санитарного батальона Александр Сеикаев бросился эвакуировать людей. Вывел всех, кого мог, и остался помогать тяжелым лежачим пациентам. В этот момент нацисты прицельно нанесли повторный удар. Посмертно доктор награжден орденом Мужества. Я тогда выдвинул инициативу, чтобы больницу, которую отстроят на этом месте, назвали его именем. Идею поддержали. Знаете, там все герои - врачи, учителя, волонтеры и наши коллеги. Все.
Наш собеседник рассказывает, что историй героизма и подвигов настолько много, что люди, которые их совершают, считают это нормой. При этом многие участниками боевых действий не являются.
- Я с пеной у рта буду отстаивать необходимость наделения статусом участников боевых действий всех, кто там работает. Казалось бы, ну, врач, ну, учитель. Что в этом героического? А у них вся жизнь героическая. Или вот волонтеры. Помню, как в Новой Каховке погиб волонтер из Калининграда. Подорвался на мине. Он доставил туда гуманитарную помощь, сделал несколько шагов в сторону - и все. А учителя и врачи, которые работают на линии, прилегающей к передовой? А чиновники? К примеру, в здании городской администрации Изюма частично не было крыши, окна выбиты, воды нет, туалетов нет. А они дыры от ракет фанерой закрыли и работают себе, людей принимают, несмотря на прилеты. Жизнь-то продолжается. Я очень хочу, чтобы восторжествовала справедливость по отношению ко всем, кто там ежедневно совершает то, что я называю подвигом строительства мирной жизни.
По словам Александра, условия в целом ряде населенных пунктов пока, мягко скажем, сложные.
- Я просто преклоняюсь перед девчонками Донецка, которые воду видят три раза в неделю по два часа в день - именно на такой срок ее подают в город. А девушки выглядят на все сто: нарядные, красивые, жизнерадостные. Именно такие детали, штрихи показывают, что в жизни есть много ценностей, о существовании которых мы забываем в мирное время.
«Работа в школе там так же опасна, как на передовой»
Есть у Александра и другие законотворческие инициативы. В разговоре он шутит: мол, можете не называть их «законами Малькевича», но принять их важно.
- Новые регионы с их новыми условиями жизни требуют новых законов. Думается, должна быть альтернативная гражданская служба по мобилизации. Вот вы мужчина, вам приходит повестка, но вы не готовы брать оружие в руки. И вы говорите: «Я учитель, я готов ехать в ДНР работать по специальности». А они там так нужны! Зачем, к примеру, хирургу или учителю сидеть на блокпосту? Может, кто-то готов, к примеру, стать директором школы в Горловке? На мой взгляд, это круче в разы. И, кстати, может быть опаснее. Там постоянные обстрелы, но при этом дети ходят в школу. А другой готов работать в больнице, а третий - в сфере ЖКХ. Почему бы не мобилизовать их в качестве специалистов?
Малькевич уверен: не хватает закона и в части защиты местных журналистов. А ведь они постоянно рискуют жизнью, не будучи военкорами.
- Вот мы, военкоры, едем туда, и за нас несет ответственность редакция, которая обязана нас снарядить, выдать обмундирование. А за местных никто не несет ответственности, и каски с бронежилетом у них нет. Их же никто не отправлял в горячую точку - они там живут. Прилетит снаряд - это несчастный случай на производстве.
Цель - помочь коллегам в зоне СВО
Именно поддержку сотрудников СМИ, проживающих в новых регионах, Малькевич считает одной из своих важнейших задач. Он уточняет, что во всем должна быть конкретная цель. Просто так прокатиться на Донбасс, а затем, вернувшись домой, ставить себе это в заслугу, - не вариант.
- Все эти поездки имеют смысл только в том случае, если ты приносишь пользу. Ко мне многие обращаются, говорят, что хотят приехать в зону соприкосновения. Я сразу уточняю у них цель. Для себя определил нишу: поддержка коллег. Основное, что там необходимо, - гуманитарная помощь. Ведь у всех есть семьи, дети. К примеру, под Донецком у одной журналистки в результате налета дом остался без крыши. Нужно было помочь… И все время узнаешь что-то новое. Вот сейчас я ехал через ЛНР, подарил очень хрупкой 20-летней девчонке, работающей на телеканале, женские бронежилет и каску. Они намного легче и меньше размером, чем обычные. Раньше я не знал, что такие бывают.
Но не только гуманитарную помощь оказывает военкор. За две недели он создал круглосуточный телеканал в Запорожской области «За! ТВ». За месяц открыл телеканал в Херсонской области «Таврия», а также - «Мариуполь-24» в ДНР. Запустил первую медиашколу освобожденных территорий и кафедру журналистики в Херсонском университете. Возглавил управление Херсонского отделения Союза журналистов России.
- Сейчас я помогаю доукомплектовать каналы кадрами, придумываем новые проекты. Воспитываем молодежь, прокачиваем, отправляем на стажировки, курсы. Ребята там крутые: очень легкие на подъем, моментально готовы заскочить в машину, поезд, ехать куда надо, учиться. При этом они подвергаются постоянному инфотеррору. Им безостановочно пишут страшные вещи: от «одумайся» до «сдохни, тварь». А они держатся. Плюс обстрелы и неустроенность жизни. А они все равно занимаются творчеством.
А недавно Малькевич еще и написал учебник «Настоящая российская журналистика для новых регионов».
- Акцент в пособии сделан на правилах правдивого освещения окружающей нас действительности. Годами киевский режим лишал этой возможности средства массовой информации, вынужденные работать на подконтрольных ему территориях.
В разговоре с краснодарцами военкор также отметил поддержку, которую новым регионам оказывает кубанская команда. По его словам, «такой опыт, который имеют специалисты администраций в Краснодарском крае, дорогого стоит. Эти управленческие практики, знания, которые привнесли краснодарцы, очень нужны для возрождения жизни на новых территориях».
- Не покривлю душой, если скажу, что все наши новые граждане искренне хотят жить в составе России. Более того, люди, оставшиеся на правом берегу Херсона, тоже ждут нашей общей победы, потому что хлебнули выше крыши. Хочется сделать все возможное, чтобы наладить жизнь этих чудесных, светлых, искренне любящих нашу страну людей.
]]>