Найти в Дзене
Шамиль Ахмадуллин

Кризис 7 лет. Что делать, если ребенок не может адаптироваться к школе?

Момент, когда ребенок идет в школу — праздник. Он чувствует себя таким взрослым, самостоятельным. Да и родители с гордостью взирают на чадо в красивой форме и с портфелем за спиной. А потом начинаются проблемы. Ребенок постоянно взволнован, на взводе. Кажется, тронь — взорвется. У него портится поведение. А иногда наоборот долго молчит. Приходит из школы мрачный и раздраженный. Периодически начинает плакать. Жалуется на усталость. Все это называется “Кризис 7 лет”. Давайте обсудим, что это такое, и как избежать последствий этого, в целом стандартного, кризиса. Для начала разберемся: откуда вообще появляется кризис 7 лет. Итак, в весь предыдущий период жизни ребенка, дошкольный, основным видом деятельности у вашего сына или дочери была игра. Даже занятия в детском саду, как правило, давали возможность переключиться, ненадолго отвлечься и заняться чем-то другим. Он постоянно играет, относятся к нему соответственно — как к ребенку, который может делать, что захочет (пусть и с некоторыми о

Момент, когда ребенок идет в школу — праздник. Он чувствует себя таким взрослым, самостоятельным. Да и родители с гордостью взирают на чадо в красивой форме и с портфелем за спиной.

А потом начинаются проблемы. Ребенок постоянно взволнован, на взводе. Кажется, тронь — взорвется. У него портится поведение. А иногда наоборот долго молчит. Приходит из школы мрачный и раздраженный. Периодически начинает плакать. Жалуется на усталость.

Навалилось
Навалилось

Все это называется “Кризис 7 лет”. Давайте обсудим, что это такое, и как избежать последствий этого, в целом стандартного, кризиса. Для начала разберемся: откуда вообще появляется кризис 7 лет.

Итак, в весь предыдущий период жизни ребенка, дошкольный, основным видом деятельности у вашего сына или дочери была игра. Даже занятия в детском саду, как правило, давали возможность переключиться, ненадолго отвлечься и заняться чем-то другим. Он постоянно играет, относятся к нему соответственно — как к ребенку, который может делать, что захочет (пусть и с некоторыми ограничениями), когда устал — пусть отдыхает.

В школе “правила игры” меняются.

Во-первых. Есть уроки, на которых надо учиться. Они идут конкретное время — 45 минут. И ребенку нужно все эти 45 минут усидеть на месте. А именно это является самым сложным для подвижного ученика начальной школы. Невозможность покрутиться, встать, побегать, порисовать. А раньше можно было. Основная причина усталости в школе — именно подавление своих желаний, а вовсе не учебная нагрузка.

Во-вторых, теперь ребенку необходимо выстраивать новый формат отношений. Появляется учитель, который, в отличие от воспитателя, предъявляет определенные требования, гораздо более строгие, чем раньше. Появляются одноклассники, с которыми также нужно строить отношения “с нуля”, ребенок теряет роль, которая была у него до этого в коллективе. Ребенок может столкнуться с конкуренцией, негативному отношению, даже оскорблениям.

В-третьих, ребенок учится соблюдать графики и расписание. Есть школа. В нее нужно ходить к определенному времени и работать там по расписанию, делать домашнее задание.

Что же делать?

1. Подружитесь со своим ребенком. Говорите с ним. Много, вдумчиво и откровенно. Чтобы ребенок стремился делиться с вами своими проблемами и переживаниями, а также победами и успехами. Тогда вы вовремя узнаете о конфликте с одноклассниками, старшими ребятами или учителем. Но это работает в обе стороны — вы тоже должны делиться с ребенком, иначе ничего не выйдет.

2. Не критикуйте ребенка при посторонних. Школа — испытание для детской самооценки. Учитель требует, одноклассники не всегда дружелюбно настроены. Не удивительно, что ребенок болезненно реагирует на критику, тем более на критику при третьем человеке. Особенно если это или его товарищ, или, еще хуже, родители этого товарища.

3. Обсуждайте вечером, как прошел день. Расскажите ребенку о том, как прошел ваш день, а потом выслушайте его. Это очень важно. Ведь если ребенок не захочет рассказывать или вы увидите, что во время рассказа он переживает и нервничает, вы поймете, что это сигнал и нужно найти и решить проблему.

4. Уделите внимание тренировке памяти, внимания и мышления. Это очень облегчит ребенку жизнь в школе, процесс обучения будет даваться в разы легче, ребенок перестанет переживать и нервничать.

5. Составьте расписание и контролируйте его. Самостоятельно ребенку пока сложно жить “в рамках”, по режиму. Но если у него будет подсказка в виде готового расписания, привыкание пройдет легче.

6. Держите руку на пульсе. Поддерживайте связь с учителем для того, чтобы понимать, что в жизни ребенка происходит для того, чтобы вместе с учителем выработать стратегию. Главное, воспринимать учителя именно как союзника, а не как коварную женщину, которую хлебом не корми, дай ребенку влепить двойку и пару-тройку замечаний.

А как улучшить успеваемость ребенка и воплотить в жизнь мечту “В школу, как на праздник”, расскажу на бесплатном вебинаре “7 причин, мешающих ребенку хорошо учиться”. Регистрируйтесь и приходите на эфир. Будет много интересной и полезной информации.

Зарегистрироваться