Найти тему
Формула-1 по-русски

Формула-1 против Голливуда. Фильм «Гонка» (2013) — главное кино про королеву автоспорта.

Оглавление

Спортивная драма Рона Ховарда приоткрыла двери в Формулу-1 для новых потенциальных зрителей. Но то, как это было сделано, вызывает большие вопросы.

Формула-1 — безумно закрытый вид спорта. Но с этой закрытостью не все так просто, как кажется на первый взгляд: речь идет вовсе не об элитарности. Зрителями автоспорта нахождение в таком «загоне», где потолковать по интересам можно лишь с себе подобными, воспринимается скорее болезненно, чем горделиво. Они не могут выбирать, с кем разделить этот сокровенный интерес. Им приходится довольствоваться тем, что дают. Или кого дают. При этом каждый такой фанат Формулы-1 в глубине души уверен, что увлекается нечто особенным, что обязательно должен увидеть и оценить остальной, «внешний» мир. О чем мы? Если опуститься до простейших примеров, то среднестатистический поклонник Ф1 в большинстве своем смотрит трансляции этапов в гордом одиночестве — примеры, когда друзья по жизни чудом разделяют еще и увлечение гонками, крайне редки. Например, у нас на канале «Формула для всех» в свое время частенько от зрителей проскакивали комментарии в духе: «как заставить друзей смотреть гонки?», «друзья говорят, что Формула-1 — чушь полная, а мне нравится», «пытался показать им Ф1, но не зашло».

-2

Поэтому любые «внешние» зацепки, когда королева автоспорта в том или ином виде выходит за пределы своего сугубо закрытого мира, воспринимаются фанатами гонок с невероятным восторгом. Потому что для них любые ниточки, ведущие из локального спорта для гиков в обычную жизнь — шанс показать всем непосвященным, что Формула-1 вообще-то живет и процветает и в их мире тоже, что это очень масштабный и брутальный вид спорта. Складывается крайне унизительная картина — зрители, казалось бы, элитарного клуба, буквально умоляют всех остальных разглядеть, что они — элита, и к ним еще присоединяться нужно. Практически всегда в «обычном» мире эти попытки вызывают у обывателя брезгливую ухмылку, а агитатор остается ни с чем.

Запомните раз и навсегда, что так делать нельзя. Кажется, что если бы этого не было, Формула-1 воспринималась бы гораздо более элитной, чем сейчас.

Проводники в мир автоспорта

Так можно назвать каждую мелочь, хоть как-то связанную с Ф1. Вы постоянно можете наблюдать, что за реакцию на эти проводники рождают зрители гонок. Начнем с низов: любая сувенирная продукция, которую можно купить не в специализированных магазинах, а в обычных — кружки, брелки, тетради. Модельки болидов, продающиеся в магазинах игрушек. Все это вызывает у поклонников Формулы-1 невероятный восторг. Мы постоянно видим на эту тему посты в интернете — если не дай бог в условном «Ашане» появится условная кружка с лицом Макса Ферстаппена или банка энергетика с Пьером Гасли, пиши пропало. «Смотрите, даже в обычном мире наша тема качается, ура! Круто!». Поднимаемся повыше: буквально недавно красавица-актриса Энн Хэтэуэй повстречалась на гала-вечеринке с Даниэлем Риккардо и призналась ему, что она — большая фанатка Ф1. Мы увидели это на всех автоспортивных ресурсах, буквально сотни репостов. Потому что известная актриса оценила этот автоспорт! Признание из другой сферы получено! Кого из мира королевы автоспорта когда-либо интересовала эта голливудская актриса — вопрос открытый.

-3

Ну и естественно, на самой верхушке айсберга — фильмы про Формулу-1. В сравнении с любыми другими примерами, это является самой горячей темой, мимо которой не пройдет ни один фанат гонок. Но тут уже не все так однозначно, потому что трепет зрителя и желание доказать непосвященным людям, что Ф1 — это круто, перемешиваются с невероятной горделивостью и буквально надменностью. Эксперты встают со своих диванов, высоко задирают нос и недвусмысленно дают понять: мы еще посмотрим, че ты там наснимал. Претенциозность все-таки просыпается! На спортивных ресурсах выходят целые подборки фильмов на тематику автоспорта, и практически все они рассматриваются под лупой на предмет достоверности и очевидных ляпов «от профанов». Детальное соответствие «нашему с вами спорту» — вот что является первоочередным требованием, несоответствие которому отправит любую картину в костер. Добились ли киноделы того, что знает про гонки обычный фанат? Получилось ли удовлетворить их высочайшие ожидания? Как правило, не получилось. На любую известную картину сваливается изрядная доля чванливой критики. Даже уморительный «Гонщик» Сильвестра Сталлоне, заведомо пропитанный абсурдом, вызывает серьезные обсуждения на предмет того, что это — плохое кино. Да что вы говорите?! Они бы и на фильм «Комната» настрочили огромные критические рецензии с детальным описанием того, что было не так.

В принципе, такая позиция зрителей имеет право на жизнь. Но если мы посмотрим глубже на то, какой именно зритель критикует кино о Формуле-1, сразу возникает вопрос: а судьи кто? И одна из художественных картин про королеву автоспорта прямо на него отвечает

-4

Достоверный Голливуд

Фильм «Гонка» режиссера Рона Ховарда — самый яркий пример того, что зрители в своей критике и рецензиях не просто дилетанты. Они намеренно не хотят видеть очевиднейших вещей. В 2013 году это кино покорило многих, а еще ему насыпали массу всяческих номинаций вроде «Золотого Глобуса». То есть, сняли явно не прохиндеи! Тем более, что и подготовка к съемкам была соответствующей. Настоящие болиды, Ники Лауда в качестве консультанта, хороший бюджет, звёздные актеры — все это обещало передать идентичность Ф1 и сократить до минимума любые исторические неточности, а может и вовсе обойтись без них. По итогу картина оказалась крайне успешной и по сей день с большим отрывом лидирует в рейтинге «правдивого кино про Формулу-1». То есть, нам выдали полноценную драму, при этом не потеряв суть королевских гонок. И это звучит беспроигрышно, ведь люди повалили в кинотеатры даже на фильм «Форд против Феррари»! А там, на минуточку, какой-то Ле-Ман, на каких-то непонятных машинах в середине прошлого века. И вот здесь мы с вами наступаем на самую опасную территорию. Сказать, что «Гонка» — плохое кино, нельзя ни в коем случае. Но в нем есть кое-что, что всегда является главным критерием оценки для всех прожженных поклонников элитарного вида спорта, но конкретно в этом фильме никем, даже спустя 10 лет, до сих пор не замечено.

-5

Разбирать фильм детально мы не будем. Вы, скорее всего, его видели, а если еще нет — обязательно посмотрите. Он великолепно снят. Добиться высокого качества в таком сложнейшем деле, как съемки гонок, дорогого стоит. Без всяких «но». Операторская работа является одним из факторов, из-за которых кино хочется досмотреть до конца. Мы же ухватимся за другую деталь, которая в «Гонке» нас капельку смутила. Совсем чуть-чуть. Она всего лишь ставит под сомнение достоверность сюжета и, соответственно, целесообразность фильма, как продукта сугубо исторического.

Итак, Ники Лауда и Джеймс Хант. Два антагониста, ставшие таковыми еще задолго до Формулы-1, одержимые общей мечтой — стать чемпионами. Такие разные, они на дух друг друга не выносят и всячески друг друга унижают. Первые же сцены их соприкосновения в фильме — соперничество в духе драки в обычном школьном туалете: «Я тебя сделаю. Нет, я тебя сделаю. Ты неудачник, ха-ха»! С этого момента и до конца фильма нам вполне доходчиво раскрывают тотальную неприязнь персонажей друг к другу. Настолько убедительно, что кино прямо-таки разгоняет зрительскую кровь! И вот, когда она уже разогнана, фанатам Формулы-1 впору узнать одну незначительную деталь: Ники Лауда и Джеймс Хант были хорошими друзьями. Даже не в рамках соседства в паддоке Ф1, а далеко за его пределами. Еще в 80-х австриец в своей книге рассказывал следующее:

«Мы много времени проводили вместе еще во времена «Формулы-3», когда оба были без денег, и Джеймс до сих пор стоит у меня перед глазами: в дороге со своим механиком на Ford Transit, с палаткой. Долгое время я жил с Джеймсом в Лондоне в однокомнатной квартире. С ним всегда было очень прикольно, и около него постоянно крутилось несколько особ женского пола.»

-6

Мы не против любых художественных преувеличений, на как можно объяснить такое?! Лауда еще в прошлом веке, даже при жизни Ханта отзывался о нем очень тепло, рассказывал, что по-белому завидовал его образу жизни, хотя и сам отчасти был таким же, что они много времени провели вместе. Нет, это не дружба из стали, но в Формуле-1 таких примеров не так уж и много. Поэтому с таким интересным подходом к достоверности фильм фактически перестает иметь смысл и претендовать на «самое достоверное кино об Ф1». Потому что никакой вражды между ними никогда не было. До попадания в королеву автоспорта, во время нахождения в ней и после, эти двое всегда были хорошими товарищами, которые отзывались друг о друге очень тепло.

Вместо реакции — белый шум

Ни у кого не возникло вопросов на этот счет. Ну, хотя бы просто вопросов: а как вы это объясните, товарищи режиссеры? А как это объяснит Ники Лауда, который после выхода фильма сказал, что в нем нет голливудщины и все очень правдиво. Жаль, что австрийца никто больше и не спросит, так что мы, осиротевшие, возвращаемся к вопросу того, кто же на самом деле эти судьи от мира Формулы-1 и какого они качества. После такого очевидного пробела, к чертовой матери перечеркивающего смысл фильма «Гонка» (одного из самых признанных и успешных кино об автоспорте), двух ответов быть не может. Судьи — никто. Очередное доказательство того, что когда речь идет о среднем фанате гонок, ни в коем случае нельзя руководствоваться логикой. Иначе пострадает твое ментальное здоровье.

Благодаря таким фильмам между Формулой-1 и внешним миром выстраивается заведомо неработающая лестница. Люди, которые не понимают автоспорт так, как по-хорошему его нужно понимать, пытаются привить любовь к гонкам тем, кто находится еще на ступень ниже. По итогу мы имеем нулевой КПД — те, кто «заходят» в автоспорт, делают это с изначально неверных позиций. И у них нет никаких шансов попасть на правильный путь, за редким исключением.

Самая громкая картина о гонках, которой восхитились все, фактически оказалась серьезнейшим обманом. Абсурдная ситуация, у которой может быть только один вывод — зрителю Формулы-1, из-за его подвешенного состояния и желания доказать другу/маме/девушке, что он является элитой (а это автоматически смывает элитарность, ведь ее никогда не нужно доказывать), можно скормить абсолютно все, что угодно. Наверное, даже хорошо, что вопросы о такой глобальной недостоверности в фильме никогда не поднимались. Ведь мы знаем, что ответит фанат. «И что?», «Все нормально, главное, что фильм хороший» и еще много-много вариантов, в которых нет намека на логику.

-7

«Гонка» уже давно закрепилась как эталон. Как кино, которое не стыдно показать человеку, не интересующемуся автоспортом, и он возможно им заинтересуется. И это правда, но для таких бескорыстных целей у нас есть и Нетфликс с Drive to Survive. Больше скажем, в нем как раз все более-менее правдиво, за исключением отдельных случаев накидывания драмы на ровном месте. В «Гонке» же основная мысль, вокруг которой и строился весь фильм, была опущена, повернута на 180 градусов и затем еще раз опущена. Сверхтребовательные эстеты от мира Ф1 в 2013 году получили то, что хотели, наверняка потащили своих девушек и друзей в кинотеатры, а на деле — наплодили себе подобных и сделали только хуже.

Грустно осознавать, что фильма, в котором Формула-1 будет выглядеть идеально точно, никогда не случится. Но еще грустнее от того, что десятки миллионов долларов вбухиваются ради того, чтобы впечатлить заведомо слепых людей. Так всегда было, есть и будет.