На фотографиях советского времени снимки пляжей вызывают оторопь: действительно, яблоку негде упасть! Пробираться к заветному морскому прибою приходилось, лавируя сложными зигзагами между распластавшимися курортниками, то и дело перепрыгивая через их вещи. Тогда Ялта и Алушта подошли к пределу заполняемости общедоступных пляжей. Места там приходилось занимать в пять утра: люди уже в это время начинали расстилать свои подстилки и полотенца. В выходные дни в Алушту устремлялись и симферопольцы, чтобы провести на пляже чуть ли не весь световой день.
В 1960 году Алуштинский райсовет разработал прекрасный план: обустроить пряжи в Солнечногорске, Малореченском и Рыбачьем. Мол, туда можно будет «завернуть» часть приезжих. Но, как всегда, денег не нашлось не то что на тенты, кабинки для переодевания и душевые – даже на регулярную уборку. К проекту вернулись в 70-х, и постепенно эта береговая полоса стала преображаться.
Сама Ялта долго оставалась городом, где за место под солнцем надо было побороться. В расход курортников входила такая «мелочь», как аренда деревянных топчанов и лежаков. Во второй половине 80-х это стоило 30 копеек в сутки, причем независимо от того, пришел отдыхающий за своим «деревянным другом» или нет. Плюс такого способа бронирования заключался в том, что какая бы теснота не была на пляже, у арендатора всегда оставалось свое законное местечко под солнцем. Кстати, мало кто помнит, но были времена, когда именно в Ялте ученые из института имени Сеченова разрабатывали мудреные конструкции для отдыха на пляже – и деревянные, и полотняные, и на ножках, и складные. Но всех «победил» обычный деревянный лежак, самый простой и дешевый в изготовлении.
Сегодня крымские приморские города и поселки продолжают вялую борьбу за то, чтобы по их улицам курортники не шлялись в плавках и купальниках. В советское время такая вольность была непозволительна, даже выбраться на набережную в «пляжном» виде считалось преступным. Привычная теперь курортная одежда могла вызвать вопрос о достойном внешнем виде и моральных устоях угораздившего в нее облачиться. Когда в Новом Свете снимали знаменитую комедию «Три плюс два», обросших бородами актеров, выбравшихся в Судак, как-то даже задержала милиция. Они – о, ужас, шли по городу в шортах! В следующий раз «к цивилизации» артисты отправились, прихватив с собой справки о том, что снимаются в кино, отсюда и бороды и шорты. А красавицу-актрису Наталью Фатееву в фешенебельной Ялте не пустили в ресторан: на ней были бриджи. В кафе неподалеку оказался не такой жесткий дресс-контроль, поэтому знаменитости пришлось ужинать там вместе с курортной братией попроще.
К счастью, мы так устроены, что хорошие воспоминания всегда заслоняют собой бытовые неурядицы. Ведь приятнее вспоминать не очередь у сельского магазина, а закат на берегу моря, песни под гитару, рассыпающиеся искрами головешки в костре… Впрочем, костры как раз могли для неосмотрительных «дикарей» обернуться большой неприятностью. В 1978 году Феодосийский горисполком сделал первый шаг к реальной защите Карадага, популярного у неорганизованных туристов. Отныне там разрешалось находиться только днем и исключительно имеющим на руках маршрутные листы. Но поток «дикарей», жаждущих уединения в красивом месте, не иссякал. Сотрудники Планерского отделения милиции вместе с членами секции горного туризма начали проводить регулярные рейды по очистке горных ландшафтов от нарушителей. Отчеты об их поимке напоминают маленькое географическое путешествие:
в ущелье Гяур-Бах второй день стоит группа из Ленинграда, в Сердоликовой бухте у костра устроились четверо киевлян, неубедительно рассказывавших, что жгут лишь сушняк. «Крупный денежный штраф ожидает киевлянина А. Полякова и жителя г. Марганца К. Завьялова, – констатировала в 1984 году газета «Советский Крым». – Их застали за откровенным браконьерством – разрушением каменных жил».
Желающих добыть полудрагоценные камни задерживали ежегодно, чаще – крымчан, но и самодеятельные «геологи» со всех концов Союза тоже не спешили оставить гору в покое.
И все-таки сколько бы минусов не было в «диком» отдыхе, вряд ли вернувшиеся из Крыма люди жалели о поездке к морю. Есть что вспомнить: пальмы и цветущие олеандры, экскурсии к водопадам и дворцам, путешествие на «Комете» или «Стреле» – из Ялты в Евпаторию можно было доплыть за два с лишним рубля. А шашлыки в павильоне по дороге на Ай-Петри или бочки с сухим вином – стакан за восемнадцать копеек? Или пляжный фотограф, уговоривший сделать фотосувенир в виде батискафа, в прозрачные «глазки» которого можно рассмотреть себя – загорелого, с улыбкой от уха до уха…
Фрагмент статьи "Курортные тонкости дикого отдыха" из Крымского познавательного журнала "Полуостров сокровищ", выпуск №34.
Читайте также: Острая бульонная недостаточность
И обязательно прочтите О диком отдыхе в Крыму
И посмотрите, как рекламировали Крым в журнале "Огонёк"