"Укрощение строптивого" (1980)
Практически в любом фильме мы найдем пресловутый треугольник Карпмана (роли Преследователь-Спасатель-Жертва). Почему? Потому что в фильме мы наблюдаем актерскую игру, а любая игра описывается треугольником. Потому что в фильме мы наблюдаем "драму", там есть драматургия и интересные повороты сюжета, а это тоже описывается треугольником. Если бы фильмы снимали про "здоровые" (не люблю это понятие, но сейчас оно распространено) отношения, их бы вообще никто не смотрел – было бы до невозможности скучно, пресно и неинтересно. Значимые действия бы не происходили, события бы не разворачивались. Не было бы никаких выводов, уроков, расплат, вознаграждений и морали.
То, что треугольник Карпмана описывает любую игру, не я придумала. Нужно учитывать, что "драматический треугольник" родился, когда Карпман описывал баскетбол. Об этом он пишет в своей книге. Лишь потом, с легкой руки Эрика Берна, основателя транзактного анализа, треугольные схемы Карпмана перекочевали в психология и психотерапию.
Итак, треугольник Карпмана есть во всех фильмах, но везде он преподносится по-разному. Есть такая категория фильмов, где ярко выраженные Преследователи романтизируются до такой степени, что становятся чуть ли не кумирами целых поколений.
Да, много девочек выросло на "Укрощении строптивого" даже в нашей стране. Персонаж Челентано многим казался чуть ли не идеалом, чуть ли не образцом настоящего мужчины! А его роман с Лизой был пределом мечтаний романтично настроенных девушек.
В чем суть этого образа? Прежде всего, в его двойственности. Для одних людей Элиа хороший человек, для других – ужасный "дикий медведь". Лиза "разглядела" за ужасной оболочкой идеального партнера со множеством достоинств и заслужила место среди тех, для кого "дикий медведь" проявляет себя нежно, заботливо и чутко. О плюсах и минусах этого мачо напишу отдельно.
Да, фильм есть фильм, он далек от жизни, тем не менее, отмечу важный момент: Лиза и Элиа – это пара, в которой сражаются друг с другом два преследователя. Преследователь – сильная личность, о чем я уже писала в статье о мачехе в исполнении Раневской. А еще это личность страстная, темпераментная, волевая. И вот два вулкана сходятся в поединке: страсть, огонь, потоки лавы на эмоциональном уровне, разрушение на материальном уровне и трое суток безудержного секса нам гарантированы. Потом, реализовав свою сексуальную энергию, эти двое обретают душевное спокойствие и гармонию. Вероятно, время от времени будут устраивать представления с разрушениями и скандалами, но в целом схема сохранится: выплеснул, развлекся – успокоился.
В жизни два преследователя тоже иногда играют в такие игры, бывает. Хотя преследователю более интересна жертва, он и в такое соперничество "равных" может вступить. Такие отношения могут даже длиться годами, но в большинстве случаев всё-таки они распадаются, потому что на самом деле цель преследователя – даже не сексуальная разрядка. У него свои "пунктики", другие невротические потребности. Например, наказать и победить. Лиза и Элиа это друг другу обеспечивают, причем поочередно, чем и хорош их союз. Но жить в постоянной погоне за реализацией невротической потребности... так себе вариант.
Фильм преподносит всё это как "путь к исцелению", но на уровне стереотипов, которые этот фильм породил, всё не так терапевтично. Какие выводы (на подсознательном уровне) должна сделать женщина, которой этот фильм показался романтичным и захватывающим?
- Во всяком "мерзком мужлане" и "диком медведе" есть другая часть, чувственная, нежная, заботливая. И вот эта другая часть и есть настоящая! Нужно только ее разглядеть и не поддаваться на обманчивый внешний вид и поведение.
- Всякого "альфа-самца" и "дикого медведя" можно приручить, воспитать, укротить – нужно только немного перетерпеть период его сопротивления. Приручить и укротить, естественно, может именно она!
- Потерпеть нужно и из гуманных соображений: у всякого невоспитанного, грубого, самоуверенного самца просто есть принципы, психотравмы и защитные механизмы психики. Он хороший, просто у него защита включается. Но она обязательно ее снимет!
- Насилие тоже может быть романтичным. Ну если так, любя... не по-настоящему. Ударил или вазой швырнул – это весело. Оскорбления и унижения тоже весело.
- Ураган эмоций будет вечным, а страсть не утихнет, если выносить друг другу мозг и устраивать скандалы.
Фильм по-прежнему забавный, местами даже смешной, харизматичный Челентано по-прежнему смотрится брутально и сексуально, а вот история любви уже не впечатляет. То ли действительно ориентиры изменились, то ли возраст уже не тот. А вам он как?
Естественно, это не единственный фильм, в котором такие отношения романтизируются. Сразу вспомнились "Унесенные ветром", "Красавица и чудовище", "Дневник Бриджит Джонс", "Основной инстинкт"... А какие фильмы, где токсичные отношения преподносятся как романтика, вы помните?