Найти тему
Наука и фантастика

Об условности твердой фантастики

Изображение от нейросети Кандинский 2.
Изображение от нейросети Кандинский 2.

К "твердой фантастике" принято относить произведения, в которых пресловутая матчасть основана на строго научных сведениях (или гипотезах), а технические детали прописаны со знанием дела. Последнее возможно, если писатель по первому образованию - физик, инженер, летчик или, в любом случае, представитель технической интеллигенции.

Я сама уважаю и люблю ТФ, но не претендую на принадлежность своих текстов к этому направлению по той простой причине, что я - чистый гуманитарий, и даже машину водить не умею. Стараюсь, однако, чтобы в моих романах из цикла "Хранительница" не было совсем уж невероятных допущений, или чтобы они были завуалированы и не слишком бросались в глаза. Написать космооперу без межзвездных перемещений невозможно - ОК, пусть сверхдальние перелеты организуют неантропоморфные инопланетяне, предоставляющие собратьям по разуму свои транспортные возможности, но не раскрывающие технологий. Летают - и ладно, а как - не мое дело.

Картинка от нейросети. Что за тётенька, не знаю. Ни на одну из моих героинь она не похожа.
Картинка от нейросети. Что за тётенька, не знаю. Ни на одну из моих героинь она не похожа.

Но вообще-то я хотела поговорить о другом.

По мере прошествия времени чтение старой ТФ наводит на три мысли:

Техническая эрудиция авторов по-прежнему увлекает и восхищает, даже "птичий язык" по-своему очарователен ("командор врубил фигуассеры на полную мощь, по сибротрубкам помчались конфлуэнтные вайстрики, звездолет завибрировал и перешел в гиперпупер пространство" - разумеется, фраза пародийная и бессмысленная, но оно читается как-то так).

Но: нынешние представления о космосе и устройстве Вселенной, несмотря на их ограниченность, заметно превосходят знания, доступные фантастам прошлого века. Классический пример - представления о возможном мире Венеры, который до второй половины 20 века считался влажным тропическим, а оказался натуральным пылающим адом. Стало быть, вся ТФ, где космонавты или астронавты попадают на Венеру - совсем не твердая, а сугубо фантастическая. Про Марс - то же самое. Ну, или какая-нибудь "Лунная пыль" Артура Кларка, где, напомню, пассажирский корабль, путешествующий по Луне, буквально тонет в этой самой пыли. Пыль там, конечно же, есть, и проблемы она создает немалые, но не такие, какие описаны в романе из серии ТФ.

И еще одно: "дьявол в деталях". Самые продвинутые фантасты, описывая миры далекого будущего, не в силах выпрыгнуть из доступной им реальности, которая неизбежно выдает время создания той или иной книги. Пресловутые громоздкие компьютеры, перфоленты, бумажные носители информации, стационарные телефоны, старинная радиосвязь (ах, да, и еще непременно космонавты и астронавты, курящие и пьющие алкогольные напитки во время межзвездных перелетов - видимо, авторы не мыслили себе жизнь без вредные привычек).

Экспонат из Музея космонавтики в Москве. Фото моё.
Экспонат из Музея космонавтики в Москве. Фото моё.

И всё же не может не восхищать мера храбрости и размах дерзаний первопроходцев космоса, которые успешно осуществляли невероятные проекты, имея в распоряжении технику, которая ныне кажется допотопной, и над которой, несомненно, потешались бы все мои продвинутые инопланетяне.

Экспонат из Музея космонавтики. Фото моё.
Экспонат из Музея космонавтики. Фото моё.

Этот телефончик сразил меня наповал. Он использовался еще в 1980-х (!) годах в аппаратной Цеха космической связи. О боги космоса, у нас дома был телефон примерно такого же дизайна, потом я его уронила и разбила, пришлось выкинуть...

Экспонат Музея космонавтики в Москве. Фото моё.
Экспонат Музея космонавтики в Москве. Фото моё.

Или вот: пульт телефонной связи, который использовался в 1970-х годах на станции космической связи "Азимут". Тоже с крутящимся диском! Шедевр дизайна.

На фото ниже показано, в каких условиях на этой технике работали в 1980 году. Степень тесноты - примерно как на орбитальной станции, только невесомости нет.

Картинка из Музея космонавтики. Фото моё.
Картинка из Музея космонавтики. Фото моё.

Стало быть, никакая ТФ не может считаться абсолютно научной, поскольку картина научных представлений быстро меняется и расширяется, а технический прогресс мчится вперед так быстро, что никакой фантаст не угонится.

С другой стороны, я вполне согласна с точкой зрения моего любимого писателя Станислава Лема, что в космосе человек ищет себя самого. Если нам интересно в фантастике описание кораблей, роботов и механизмов, то лучше читать сугубо научную и техническую литературу. Но в художественной фантастике людям интересны взаимоотношения героев, психологические коллизии, философские идеи, преподнесенные через картины и образы.

Так что я не слишком комплексую насчет "нетвердости" своей фантастики. А посмотрев на космические телефоны 1980-х годов, ощущаю себя вполне современным и даже продвинутым автором.

--

Космооперу "Хранительница" можно читать на Бусти (когда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые жлобские условия для писателей).

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".