К "твердой фантастике" принято относить произведения, в которых пресловутая матчасть основана на строго научных сведениях (или гипотезах), а технические детали прописаны со знанием дела. Последнее возможно, если писатель по первому образованию - физик, инженер, летчик или, в любом случае, представитель технической интеллигенции.
Я сама уважаю и люблю ТФ, но не претендую на принадлежность своих текстов к этому направлению по той простой причине, что я - чистый гуманитарий, и даже машину водить не умею. Стараюсь, однако, чтобы в моих романах из цикла "Хранительница" не было совсем уж невероятных допущений, или чтобы они были завуалированы и не слишком бросались в глаза. Написать космооперу без межзвездных перемещений невозможно - ОК, пусть сверхдальние перелеты организуют неантропоморфные инопланетяне, предоставляющие собратьям по разуму свои транспортные возможности, но не раскрывающие технологий. Летают - и ладно, а как - не мое дело.
Но вообще-то я хотела поговорить о другом.
По мере прошествия времени чтение старой ТФ наводит на три мысли:
Техническая эрудиция авторов по-прежнему увлекает и восхищает, даже "птичий язык" по-своему очарователен ("командор врубил фигуассеры на полную мощь, по сибротрубкам помчались конфлуэнтные вайстрики, звездолет завибрировал и перешел в гиперпупер пространство" - разумеется, фраза пародийная и бессмысленная, но оно читается как-то так).
Но: нынешние представления о космосе и устройстве Вселенной, несмотря на их ограниченность, заметно превосходят знания, доступные фантастам прошлого века. Классический пример - представления о возможном мире Венеры, который до второй половины 20 века считался влажным тропическим, а оказался натуральным пылающим адом. Стало быть, вся ТФ, где космонавты или астронавты попадают на Венеру - совсем не твердая, а сугубо фантастическая. Про Марс - то же самое. Ну, или какая-нибудь "Лунная пыль" Артура Кларка, где, напомню, пассажирский корабль, путешествующий по Луне, буквально тонет в этой самой пыли. Пыль там, конечно же, есть, и проблемы она создает немалые, но не такие, какие описаны в романе из серии ТФ.
И еще одно: "дьявол в деталях". Самые продвинутые фантасты, описывая миры далекого будущего, не в силах выпрыгнуть из доступной им реальности, которая неизбежно выдает время создания той или иной книги. Пресловутые громоздкие компьютеры, перфоленты, бумажные носители информации, стационарные телефоны, старинная радиосвязь (ах, да, и еще непременно космонавты и астронавты, курящие и пьющие алкогольные напитки во время межзвездных перелетов - видимо, авторы не мыслили себе жизнь без вредные привычек).
И всё же не может не восхищать мера храбрости и размах дерзаний первопроходцев космоса, которые успешно осуществляли невероятные проекты, имея в распоряжении технику, которая ныне кажется допотопной, и над которой, несомненно, потешались бы все мои продвинутые инопланетяне.
Этот телефончик сразил меня наповал. Он использовался еще в 1980-х (!) годах в аппаратной Цеха космической связи. О боги космоса, у нас дома был телефон примерно такого же дизайна, потом я его уронила и разбила, пришлось выкинуть...
Или вот: пульт телефонной связи, который использовался в 1970-х годах на станции космической связи "Азимут". Тоже с крутящимся диском! Шедевр дизайна.
На фото ниже показано, в каких условиях на этой технике работали в 1980 году. Степень тесноты - примерно как на орбитальной станции, только невесомости нет.
Стало быть, никакая ТФ не может считаться абсолютно научной, поскольку картина научных представлений быстро меняется и расширяется, а технический прогресс мчится вперед так быстро, что никакой фантаст не угонится.
С другой стороны, я вполне согласна с точкой зрения моего любимого писателя Станислава Лема, что в космосе человек ищет себя самого. Если нам интересно в фантастике описание кораблей, роботов и механизмов, то лучше читать сугубо научную и техническую литературу. Но в художественной фантастике людям интересны взаимоотношения героев, психологические коллизии, философские идеи, преподнесенные через картины и образы.
Так что я не слишком комплексую насчет "нетвердости" своей фантастики. А посмотрев на космические телефоны 1980-х годов, ощущаю себя вполне современным и даже продвинутым автором.
--
Космооперу "Хранительница" можно читать на Бусти (когда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые жлобские условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".