Серфинг в России был признан официальным видом спорта только в 2015 году, и лишь в 2016-м он вошел в олимпийскую программу. Однако его история в нашей стране началась задолго до этого.
Специально к выходу документального фильма «Путь за мечтой». Когда именно, знают создатели документального фильма «Путь за мечтой». Накануне старта сезона в водных видах спорта МТ поговорил с главным героем картины – первым серфером СССР Николаем Поповым и режиссером ( тоже серфером) Константином Кокоревым.
Текст, где много воды
В этой истории тоже «вначале было слово». Джек Лондон в книге «Путешествие на “Снарке”», настолько ярко описал катание по волнам на Гавайях, что прочитав ее, советский студент Николай Попов, никогда не видевший ни океана, ни досок для серфинга, тут же влюбился в этот загадочный спорт.
«Я знал, что я на гребне, и испытывал настоящий экстаз», – писал Лондон в 1907 году.
Через 59 лет в поисках тех же впечатлений Попов вышел на пляж крымского мыса Тарханкут с самодельным серфом.
«Мне просто пришло в голову, что доску можно сделать из пенопласта, который использовался тогда как утеплитель», — рассказывает он сегодня. Хватило доски ненадолго – после месяца испытаний она сломалась, но за это время Попов успел испытать тот же экстаз, что описывал Лондон. Свои ощущения он помнит до сих пор.
Доска на Родине
Вся жизнь Николая – это погоня за волной. Устроившись в редакцию журнала Soviet Life, в 1970 году он получил командировку в США и снова встал на серф. Уже настоящий. Целый год Попов провел в Америке, перемещаясь из города в город вместе с выставкой «СССР: страна и люди в художественной фотографии», и везде, где были серф-споты, не упускал шанса покататься с местными.
«Набравшись там опыта, по возвращении я решил, что пора им поделиться». В 1974 году журнал «Техникак молодежи» публикует его статью «Серфинг: акробатика на воде», из которой страна впервые узнает об этом виде спорта.
«Народ писал буквально отовсюду, все спрашивали совета: как сделать доску и куда поехать», – вспоминает автор. Заинтересовались его экспертизой не только простые энтузиасты – Попова пригласили помочь в разработке складной доски для виндсерфинга и серфинга ( увы, советский гибрид получился медленным и неповоротливым).
83-летний серфер
Сегодня Николаю 83 года, и он по-прежнему полон энергии: занимается горными лыжами, играет в теннис, а перед нашим разговором он провел 1,5 часа на беговых лыжах. И хотя с катанием по волнам Попов закончил, за дело своей жизни он спокоен.
Культура серфинга по сути уже сформирована, и у нее нет цели бесконечно расти и привлекать слишком много людей. Так что, с одной стороны, это дружелюбное комьюнити, а с другой — очень индивидуалистский и эгоистичный вид спорта, ведь как ни крути: одна волна — один человек.
В случае с Николаем Поповым это еще и один человек на целую огромную страну. Молодой человек, познакомивший СССР не только с новым спортом, но и с особой философией.
«Серфинг — это не просто спорт, это образ жизни и мышления, смысл которого в постоянном движении, исследовании неизведанных мест, ощущений и себя, – рассуждает режиссер фильма Константин Кокорев. – Ты ищешь место, едешь туда, ждешь волну, и именно этот путь и заряжает тебя. При этом ты никогда не обуздаешь океан. Это не про покорение природы, а про единение с ней. Серфер должен научиться органично и мирно сосуществовать с волной».