Найти в Дзене
Люди в окнах

Спектакль Екатерины Максимовой о том, что говорят вещи, а чувствуют — люди

Оглавление

Есть ли у предметов душа и способность испытывать человеческие чувства? Сложно сказать наверняка, но сила воображения может допустить, что Неваляшка устала от невозможности прилечь; лист бумаги старается жить дальше, несмотря на то, что его мечта стать частью корабля не осуществилась; старое одеяло, послужившее не одному поколению, радуется, что его везут не на помойку, а в собачий приют; полиэтиленовый пакет мечтает о том, что его подберут и нагрузят продуктами, а когда ветер подхватывает его, испытывает такой восторг от полета, что ощущает себя королем мира; графин остро переживает разлуку со своей крышечкой и благодарен «белым сапожкам», которые подобрали его на помойке, подарив новую жизнь и крышечку.

Все эти истории, конечно, не о предметах, а о людях. Да, вещи могут многое рассказать о своих хозяевах, но они и сами могут быть людьми, точнее, их зеркалом, которое покажет то, что мы скрываем, не осознаем или не можем выразить сами. Сложно разглядеть в себе графин или пакет, а вот переложить свои чувства на предмет проще и безопаснее.

-2

Стать предметом, чтобы заглянуть внутрь себя

Такое олицетворение возможно прежде всего в искусстве, например в пьесе актрисы, режиссера, сценариста и руководителя «ОПЕН Театра» Екатерины Максимовой «Вещие Вещи». Спектакль рассказывает историю семьи архитектора и циркачки, повествование ведут предметы, которые проживают свои жизни на фоне жизни семьи. Вот супруги собираются пожениться, и мы видим их переживания через диалог обручальных колец, затем наблюдаем первую брачную ночь глазами кровати, видим семейные ссоры через монологи Листа и Фонаря, повседневную жизнь — глазами Костюма, Неваляшки, Графина, путешествие — глазами Вагонной Полки, трагедию — глазами Циркуля... Между монологами предметов мы слышим голоса в записи. Это голоса супругов, которых играют Екатерина Максимова и Михаил Полежаев. При этом зритель видит не только жизнь архитектора и циркачки — он видит личные переживания вещей, и эти переживания так похожи на наши, человеческие.

Поначалу спектакль был сценическим экспериментом, но оказался таким удачным, что стал самостоятельной пьесой, которую зрители впервые увидели в апреле. Очередное представление запланировано на 4 июня.

Одна пьеса — семь авторов

Спектакль «Вещие Вещи» необычен не только тем, что его главные действующие лица — предметы и голоса, но и тем, что у спектакля семь авторов! Каждый монолог — произведение актера, который его играет, от первого до последнего слова он написан своим автором. Как актеры выбирают предмет? Чаще всего он достается им волей случая: на занятиях в рамках «ОПЕН Театра» актеры придумывают друг для друга персонажа. Один называет существительное, другой — прилагательное, например «разъяренный» и «костюм». Какой получится история этой вещи, решает его автор.

Когда монолог написан, актеры приносят его Екатерине, и почти всегда Катя говорит: «Берем!» Она режиссирует монологи, движения, расставляет акценты и встраивает роль предметов в канву спектакля, добавляет музыку и диалоги, которые звучат в промежутках.

Актеры не всегда сразу осознают глубокий смысл и подтекст своего монолога. Как правило, сначала они его просто пишут, а потом слова начинают жить собственной жизнью, обнажают те самые скрытые боли и переживания, до которых сложно дотянуться, будучи собой.

С каждой репетицией, с каждым спектаклем актеры видят все новые и новые грани как собственных монологов, так и монологов коллег. Свое видят и зрители. Например, в монологе Неваляшки женщины видят, как они устали от бесконечных «надо», в монологе Вагонной Полки зрители видят, что вместо того, чтобы бить арматурой, можно просто найти у человека «кнопку», в монологе Костюма — как важно выпускать свой гнев, ведь, в отличие от вещи, у нас есть способность выражать чувства словами. Кто-то уходит с мыслью протереть дома вещи и поблагодарить их за верную службу, а кто-то с желанием поблагодарить себя и близких. Но все уходят чуть-чуть другими, а это — верный признак того, что спектакль состоялся.

Игра «неактеров»

Еще одна уникальность спектакля состоит в том, что, кроме Екатерины и Михаила, в нем нет больше ни одного профессионального актера. На сцену выходят люди разных профессий: маркетологи, бухгалтеры, психологи, журналисты. Как им удается быть полноценным ансамблем и вызывать в зрителях живые эмоции? В этом большая заслуга Екатерины Максимовой. Секрет, во-первых, в ее безграничной вере в актеров, их талант и возможности: Катя видит все это в каждом и для каждого умеет подобрать свой ключик. А во-вторых, в ее таланте и опыте режиссера, сценариста и актрисы.

До того как попасть в труппу, актеры, как правило, проходят Катин авторский курс «Ключ Станиславского для жизни и творчества. 7 шагов». Это курс о том, как актерские приемы способны помогать в работе, творчестве и личной жизни. За семь занятий участники учатся транслировать эмоции окружающим, не бояться сцены, импровизировать, пользоваться актерскими приемами в повседневности, открывают для себя системы Станиславского, Вахтангова, Михаила Чехова, Мейерхольда. Но главное — они открывают новые грани в себе, обретают веру в себя и получают возможность стать частью труппы «ОПЕН Театра». А в театре происходит много всего интересного — от самой возможности играть на сцене и быть соавтором пьесы до трансформаций, которые переживают актеры.

Добро пожаловать на курс, который стартует 11 мая, и на спектакль «Вещие Вещи» — он состоится 4 июня. Билеты можно приобрести тут.