Найти тему
С Богом по жизни

ОТЧУЖДЕНИЕ ГРЕХА

Грех — это нарушение Божьего закона (1 Ин. 3:4), будь то устный закон, письменный закон или закон, написанный в сердце человека (Рим. 2:12-15). У человека, сотворенного по образу Божьему, имеется врожденное нравственное сознание. Издревле, еще до того как была изобретена письменность, Бог открывал Свою волю человечеству устно, как Он поступил в случае с Адамом и Евой, Каином, Ноем и другими.

Божьи заповеди не были деспотичными правилами и запретами, направленными на то, чтобы лишить людей счастья в жизни. Напротив, Бог дал Свои законы как руководство для обретения полноценной жизни, жизни с избытком. Грех никогда не был просто нарушением каких-то безличных законов; в конечном счете, грешники, не повинующиеся божественным заповедям, разрушают самих себя.

ОТЧУЖДЕНИЕ В ДУШЕ

Грех оказывает разрушительное влияние на психику человека. Он вызывает отчуждение на самом глубинном уровне личности человека. Грешник оказывается в состоянии гражданской войны с самим собой. Павел так описал этот конфликт:

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. …[В] членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!..» (Рим. 7:19, 23, 24).

Такой вид борьбы происходит у всех людей, в меньшей или большей степени в зависимости от отношения человека к греху. Человек, который пытается скрыть грех, притворяясь праведным, но при этом ведя греховный и губительный образ жизни, становится своего рода духовным шизофреником. Именно это, кажется, и случилось с Каином: усердно работая в поле и принося в жертву Богу часть своего урожая, он притворялся хорошим сыном, ответственным и набожным.

Однако под этой маской он скрывал разнообразные чувства обиды, ненависти и ревности, которые он питал к своему брату Авелю. Он был также зол на Бога, возможно за то, что Он изгнал его родителей из Эдема и усложнил жизнь им всем. Конечно, он разозлился на Бога за то, что жертва его брата была принята, а его жертва отвергнута. Вместо того чтобы исповедать свой грех Богу и попросить прощения, которое могло бы исцелить его душу, Каин позволил гневу уничтожить свою личность. Когда он уже больше не мог контролировать стресс и отчуждение своей раздвоенной личности, своего лицемерия, Каин убил своего брата. Он попытался скрыть свой подлый поступок, а затем солгал Богу, что ничего не знает.

ОТЧУЖДЕНИЕ В СЕМЬЕ

В Быт. 3 показано как грех привнес отчуждение в жизнь первой пары, Адама и Евы. Когда они согрешили и Бог потребовал от них объяснений, то стали оправдываться. Сначала Адам обвинил свою жену Еву, а затем обвинил Бога в том, что Он дал ее ему. Конечно, это ее обидело, и она попыталась реабилитировать себя, обвинив змея. Адам, по крайней мере в тот момент, смотрел на Еву уже не как на «помощника», а как на помеху или камень преткновения для себя. Несомненно, этот первый грех и его последствия в какой-то степени испортили их отношения, особенно если Адам продолжал напоминать ей, что именно из-за нее они лишились рая. Горечь, наверно, сохранялась еще долго после того, как их изгнали из сада.

Люди не наследуют грех при рождении (см. Быт. 4:6, 7); однако психологическую установку на одно только плохое и постоянное недовольство Богом и членами семьи можно перенять дома из слов и поступков родителей. Конечно, это не снимает ответственности с детей за собственные грехи и не дает им права избежать наказания, заявив, что в их поступках виноваты родители (или Бог). В Писании не говорится о том, чему Адам и Ева учили Каина или какое он перенял от них отношение к жизни и к Богу, пока рос.

Мы также не знаем, через сколько лет после Каина родился Авель. Возможно, прошло много лет, так как в 5:3 говорится, что, когда Адам стал отцом Сифа, ему было 130 лет. Изменили ли Адам и Ева свое мировоззрение и поведение ко времени рождения Авеля? Если изменили, то их второй и третий сыновья, возможно, росли в другой обстановке, нежели первенец, хотя и в том же доме. Как бы то ни было, Каин сильно отличался от Авеля и Сифа. Но его судьба не была предопределена ни Богом, ни родителями, ни средой. Он был способен делать выбор и отвечать за свои решения.

Возможно, Авель, младший сын, стал любимцем своих родителей, потому что он всегда был «хорошим мальчиком». В таком случае, когда Бог принял его жертву и отверг жертву Каина, то это, возможно, превысило тот предел, который эго старшего брата могло вынести. Какой бы ни была причина, Каина охватила ненависть к своему младшему брату. Бог, зная, что творилось в сердце Каина, предупредил его о том, что у его дверей, подобно дикому зверю, притаился грех, и призвал господствовать над ним (Быт. 4:7). Однако оказалось, что требование было для Каина невыполнимым. Поддавшись ненависти и обиде, он убил Авеля и закопал его. Когда Бог потребовал у него ответа, спросив: «Где Авель, брат твой?», он ответил: «Не знаю. Разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9).

Ненависть и зависть заставили Каина убить своего брата. Такое отношение противоположно тому, что Бог желает видеть в Своем народе. Иоанн писал: «Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего…» (1 Ин. 3:11, 12). Каин снял с себя всякую ответственность за местонахождение или благополучие Авеля. Его греховные, эгоистичные помыслы помрачили его разум, приведя к трагическим результатам: преднамеренному убийству невинного брата.

ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА

Можно только представить, какую боль Каин причинил своему отцу и матери зверским убийством своего брата. Если в Быт. 3 рассказывается о том, как человечество лишилось изначальной чистоты, то в главе 4 — о том, как семья отпала от того, что запланировал Бог. Убийство вбило такой клин в семью, что его уже было не вытащить. Каин совершил ужасное, бессмысленное убийство и при этом не проявил никакого раскаяния; поэтому он был слишком опасен, чтобы позволить ему оставаться дома. Каин заслуживал смерти, но Бог милостиво даровал ему жизнь изгнанника и скитальца. Раз он не мог жить в мире со своей семьей, то ему придется жить отдельно от них.

Услышав приговор Бога, состоявший в том, что он будет изгнан, Каин превратился в параноика и стал жаловаться, что первый же встречный убьет его (Быт. 4:14). Хотя он убил своего праведного брата и Бог имел полное право поразить его смертью за его преступление, Каин никак не показал, что ценит милость Бога, пощадившего его. Он не был благодарен за защитный знак, который Бог поставил на нем, чтобы ему не навредили. Каин фактически обвинил Бога в том, что Он был слишком суров к нему, осудив его на жизнь скитальца на земле. Ничто не смягчило сердце Каина и не подвигло его раскаяться. Очевидно, он всю свою жизнь считал себя жертвой, злясь на Бога и людей за воображаемое зло, которое они нанесли ему.

Это мстительное настроение Каин передал по наследству своим потомкам, что следует из хвастовства Ламеха по поводу убийства молодого человека (Быт. 4:23, 24). Когда грешник отказывается признавать свой грех и принимать ответственность за свои действия, последствия могут коснуться нескольких поколений.

ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ БОГА

Когда Адам и Ева согрешили в саду, произошло духовное отчуждение; они разлучились с Богом. Они испугались Его присутствия и попытались спрятаться от Него. Так и с Каином: когда Господь указал Каину на его преступление и объявил о наказании за него, тот стал жаловаться, что будет скрыт от «лица» Божьего как изгнанник и скиталец в мире (Быт. 4:14). В тексте говорится: «Пошел Каин от лица Господнего, и поселился в земле Нод [земле «скитания»], на восток от Эдема» (4:16). (Словом «лицо» [Божье], иногда переводимым как «присутствие» [Божье; см. Международное Библейское Общество] переведено одно еврейское слово [паним]).

Язык в Быт. 4:14, 16 подразумевает физическое расстояние, так как Каин ушел еще дальше от Эдемского сада. Это физическое расстояние символизирует духовное отделение того, кто лишился Божьего благоволения в результате бунта против Него (Иов. 13:24; Пс. 12:2; 43:25; 87:15; 131:10). Грех Каина заставил его отвернуться от «лица», или «присутствия», Бога.

Когда грешник кается, ищет Божьей милости и прощения и получает оные, тогда говорится, что Божье лицо «воссияет» на него снова (см. Пс. 79:20). Иными словами, отчуждение (отделение) исчезает, и человек снова получает Божье благоволение и благословения (Чис. 6:24-27; Пс. 4:6; 43:4; 79:4, 8, 20; 88:16).

Каин испытал отчуждение (отдаление) из-за своего упрямства и отсутствия раскаяния. Бог всегда готов принять и простить грешников, которые возвращаются к Нему в послушании. Павел когда-то ненавидел Иисуса и убивал христиан (1 Тим. 1:12-16). Многие из иудеев, обращенных в день Пятидесятницы, требовали распятия (убийства) Иисуса (Деян. 2:22, 23, 36-41). Некоторые христиане прежде жили в идолослужении и беззаконии (Деян. 26:17, 18; Еф. 2:11-16). Но они покаялись, и Бог простил их. Если Каин провел остаток своей жизни вдали от Бога и Его «лицо» так никогда и не воссияло на него снова, то только из-за его упрямства и гордости. Его ожесточенное сердце не дало ему воспользоваться спасением и благословениями, которые Бог хотел даровать ему.

Покаяние