Странная женщина. СССР, 1977/1978. Режиссер Юлий Райзман. Сценарист Евгений Габрилович. Актеры: Ирина Купченко, Юрий Подсолонко, Василий Лановой, Олег Вавилов, Антонина Богданова, Татьяна Говорова, Валерий Тодоровский, Светлана Коркошко и др. 28,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Это фильм о любви. Причем о той ее стороне, которую отечественный кинематограф всегда не очень жаловал: о любви в браке. Это фильм одной героини, одной актрисы. Странную женщину здесь играет Ирина Купченко. Ее Евгения – натура ищущая и гордая. Кажется, у героини есть все то, к чему многие женщины стремятся как к идеалу – неплохая квартира, хорошая работа, муж, занимающий значительную должность, сын. Словом, живи и радуйся. Так нет, странной женщине всего этого мало, она хочет быть любимой и более того, любить сама. В самом деле, Жениному мужу порой не до нее, он занят полезным и нужным делом. При том почти не пьет и вообще хороший человек. Может быть, и хороший, а Евгении не подходит. Такая уж у нее странность. В конце концов она убегает из дома и уезжает к своей маме в провинцию, где и ждет ее настоящая любовь...
Жаль, что фильм получился слишком длинным. Особенно раздражают научно-популярные диалоги героев. Прямо не беседы, а доклады о месте и правах женщины в современном обществе, о научно-технической революции и любовных отношениях в эпоху развитого социализма.
Александр Федоров, киновед
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. СССР, 1986. Режиссер Александр Орлов. Сценаристы Георгий Капралов, Александр Орлов (по одноименной повести Р.Л. Стивенсона). Актеры: Иннокентий Смоктуновский, Александр Феклистов, Анатолий Адоскин, Александр Лазарев (ст.), Бруно Фрейндлих, Алла Будницкая, Эдуард Марцевич, Леонид Сатановский, Александр Вокач, Александр Кириллов, Татьяна Окуневская и др. 9,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Разумеется, можно понять мотивы, которыми руководствовались авторы фильма «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Им хотелось создать произведение на актуальную тему ответственности ученого за свои открытия, осуждения дозволенности любых средств для достижения цели. Наверное, их интересовала природа двойственности человеческой психики.
Однако такая концепция в фильме едва просматривается. Экранизация новеллы Р.Л. Стивенсона напоминает слабую кальку с зарубежных картин аналогичного жанра фильма ужасов. Под резкую, бездушно-механическую музыку беснуется на улицах отвратительный монстр мистер Хайд. Здесь А. Феклистов умело повторяет внешний рисунок роли Смерти, блестяще сыгранный А. Филиппенко в мюзикле «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты». Мучается перед зеркалом бедняга Джекил, ощущая неотвратимость превращения в чудовище Хайда...
Построив экранизацию не на кинематографических, а на театральных законах, авторы увлекаются внешним антуражем. Они не дают Иннокентию Смоктуновскому развернуть психологический портрет своего персонажа. Зрительское внимание переключается на трюки, связанные с разгулом Хайда. Но, увы, технический уровень трюков и спецэффектов, как говорится, отставляют желать... Во время сеанса все время не покидает ощущение условности, макетности, манекенности происходящего на экране. «Ужасы» не пугают…
Александр Федоров, киновед