Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Что означает термин «ксилография» и когда он появился?

Термином «ксилография» называют один из видов печатной графики — печать с гравированной доски из дерева. Слово произошло из греческого языка: xylon обозначает «дерево», grapho — «пишу, рисую». На деревянной доске мастер вырезает изображение и на выпуклые части наносит краску. Затем он делает отпечаток на бумаге или другом материале. Если нужно получить многоцветный оттиск — эстамп, подготавливают несколько досок, на каждую из них наносят один цвет и печатают по очереди.

ВАСИЛИЙ КОРЕНЬ. АДАМ И ЕВА (ФРАГМЕНТ). ИЛЛЮСТРАЦИЯ К КНИГЕ ВАСИЛИЯ КОРНЯ «БИБЛИЯ ДЛЯ НАРОДА». 1695. РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ВАСИЛИЙ КОРЕНЬ. АДАМ И ЕВА (ФРАГМЕНТ). ИЛЛЮСТРАЦИЯ К КНИГЕ ВАСИЛИЯ КОРНЯ «БИБЛИЯ ДЛЯ НАРОДА». 1695. РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Гравюра на дереве может быть оригинальной, если автор вырезает на доске собственный рисунок, или репродукционной, когда мастер воспроизводит произведения других художников. В результате работы гравера каждый из оттисков считается равноценным произведением искусства, подлинником.

Ксилография возникла на Востоке: в Китае еще в VI веке печатали изображения с деревянных досок. До наших дней сохранилась гравюра в свитке «Алмазная сутра», датированная IX веком. На ней изображен Будда на троне в#nbsp;окружении святых и монахов. Позднее на Востоке появились гравированные книги, для которых текст и рисунки тоже вырезали на деревянных досках. В XIV–XVII веках в Китае ксилографиями иллюстрировали исторические романы, пьесы и книги об искусстве.

НЕИЗВЕСТНЫЙ МАСТЕР. ЭПИНАЛЬСКАЯ КАРТИНКА «БОГОМАТЕРЬ — МИЛОСЕРДНАЯ ПОМОЩНИЦА» (ФРАГМЕНТ). XIX ВЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А.С. ПУШКИНА, МОСКВА
НЕИЗВЕСТНЫЙ МАСТЕР. ЭПИНАЛЬСКАЯ КАРТИНКА «БОГОМАТЕРЬ — МИЛОСЕРДНАЯ ПОМОЩНИЦА» (ФРАГМЕНТ). XIX ВЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А.С. ПУШКИНА, МОСКВА

В Европе эта техника появилась в конце XIV века. На первых гравюрах изображали Богоматерь и святых. Ксилография стала распространенной и популярной в XV веке, особенно в книгопечатании. Выдающиеся произведения создавал немецкий художник Альбрехт Дюрер, ему принадлежит серия из 15 гравюр на дереве «Апокалипсис». В этой технике массово печатали листки с шуточными песнями, календари, агитационные листовки во время войн, азбуки и учебники для священнослужителей.

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. АПОКАЛИПСИС (ФРАГМЕНТ). НАЧАЛО XVI ВЕКА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А.С. ПУШКИНА, МОСКВА
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. АПОКАЛИПСИС (ФРАГМЕНТ). НАЧАЛО XVI ВЕКА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А.С. ПУШКИНА, МОСКВА

На Руси, как и в Европе, ксилография распространилась с книгопечатанием. Самые ранние отечественные гравюры относятся к XVI веку. Благодаря простоте и дешевизне техники в XVII веке именно таким способом стали массово тиражировать лубки — картинки с простыми образами и пояснительными надписями. Лубки печатали черно-белыми, а цветом дорисовывали вручную.

ВЛАДИМИР ФАВОРСКИЙ. МОЦАРТ И САЛЬЕРИ (ФРАГМЕНТ). ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПЬЕСЕ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ». 1959–1961.ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ, ОРЕНБУРГ
ВЛАДИМИР ФАВОРСКИЙ. МОЦАРТ И САЛЬЕРИ (ФРАГМЕНТ). ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПЬЕСЕ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ». 1959–1961.ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ, ОРЕНБУРГ

У русских профессиональных художников ксилография стала популярна на рубеже XIX–XX веков. В этой технике мастера создавали репродукции живописных картин и самостоятельные произведения, книжные иллюстрации. Например, известный график Владимир Фаворский иллюстрировал книги Александра Пушкина, Михаила Пришвина и других писателей.