Пока продолжаются споры о том, летали ли Юля и Клим в космос, чтобы снимать там фильм «Вызов», самое время разобраться конкретно с картиной, наделавшей так много шума в отечественном медиапространстве. Пришлось отправится на просмотр данного творения, у которого оказалось много спонсоров и инвесторов. Их перечень гордо украшает первые титры картины, в затем их упоминания постоянно возникают в кадре в том или ином контексте.
Мне очень хотелось избавится от предубеждения в отношении картины, где показана жизнь людей таких разных профессий – врачей и космонавтов. С помощью невероятной истории о том, как в космос полетела женщина, таракальный хирург, чтобы спасать травмированного члена экипажа МКС, сюжет удалось более или менее склеить в некую логическую структуру, давно и успешно разрабатываемую отечественными мастерами зрелищного кинематографа.
Достаточно вспомнить то, как был смонтирован фильм-катастрофа Александра Митты «Экипаж». Сначала нам показали членов этого самого экипажа, что называется, в обычной жизни на земле, а затем отправили их в драматический полет. Уже тогда режиссер предупреждал о том, что все поступки героев по спасению авиалайнера в воздухе – не более чем выдумка.
Вспоминая об этом, так и хочется узнать у авторов и продюсеров меру фантазии в показе всех нюансов и подробностей и того, как готовят группу врачей к полету, и того, что на самом деле происходит там, наверху. Или, как пишут в официальных сообщениях «Роскосмоса» - на околоземной орбите. Драматизма фантазиям авторов «Вызова» хватило вполне, вплоть до летального исхода автоаварии, в которой согласно воле сценаристов погибает муж главной героини, сыгранной той самой Юлией Пересильд.
Нынче она выступает под присвоенными ей именем и фамилией, тогда как окружающие ее космонавты носят свои имена, но не каждый – свою настоящую фамилию. И здесь меня, как зрителя, накрывает полная путанница. Я вижу играющих и знакомых мне актеров и вижу реальных космонавтов, и не могу понять: мы играем в художественное кино, или снимаем некий микст между игровой лентой и документалными кадрами?
В идеале у зрителей не должно возникать никаких сомнений на сей счет. Но доказательств того, что Юля и Клим летали на орбиту прокатный вариант «Вызова» так и не дал. А те эпизоды, которые якобы снимались на МКС, по стилю и качеству «картинки» явно напоминают те, которые снимали в павильонах «Мосфильма». Что же касается пафосных слов о том что «Вызов» - это фильм впервые снятый в космосе, то это, мягко говоря, не совсем правда. Прежде всего, если даже поверить Эрнсту и Рогозиу в части их показаний относительно состоявшегося-таки полета к звездам, то в фильм вошли лишь кое-какие эпизоды. Во всяком случае, никак не те, которые демонстрируют нам выход в открытый космос самой госпожи Пересильд. Мелькает в картине нечто похожее на реальные документальные съемки, фиксирующие приземление спускаемой капсулы и появление из нее Юлии Пересильд. Но и они вполне могли быть постановочными, снятыми в казахских степях.
А первыми кадрами для отечественного игрового фильма в космосе стали те, которые сняли настоящие советские космонавты для ленты «Возвращение с орбиты». Было это ровно сорок лет назад. Инициаторам проекта «Вызов» надо было проверить историю отечественной космонавтики, прежде чем выступать на весь белый свет с заявлениями о том, что мы обогнали опять пресловутых амеркианцев с их космическими амбициями. Да, мы обогнали. Только самих себя в неуемном желании превратить кинематограф в поле идеологической и продюсерской битв. Тот же Клим Шипенко имеет опыт создания вполне приличного фильма по мотивам истории русского освоения «Космоса» под названием «Салют-7». И вряд ли тогда кому-то приходила в голову идея слетать неподготовленным людям в космос для усиления эффекта правдоподобия.
Про сюжетные нелепицы и явный product-placement в «Вызове» я лучше промолчу, но замечу лишь, что циничные рекламные уроки обоих «Дозоров» (так и хочется их назвать «позорами») не пропали для отечественного кино даром. И с телефонной связью у нас на экране все в порядке и с переводом денег из космоса на банковскую карту родной матушки тоже все в полном порядке. Также как и с продожительностью увиденной картины, которая явно претендует на некую эпичность с элементами возвышенных рассуждений о роли космоса в жизни простого, земного человека. Самое настоящее в ней – не персонажи, а те обстоятельства, в которых они оказываются. И пока они осваиваются с ними – то за этим процессом весьма интересно наблюдать. А дальше – дальше начинается космическа сказка для взрослых, в которую ты можешь верить. Но можешь и не верить.
Увы! Проверить правдивость иных утверждений и достоверность съемок якобы в космосе нам не дано. Здоровье и строгая комиссия не позволят слетать в космос. В отличии от героини Юлии Пересильд, которую отправляют ТУДА чуть ли не в импровизационном порядке. Естественно, ей суждено прилететь обратно и успокоить наши зрительские души тем, что она все сделала как надо. И к извечным скачущим лошадям и горящим избам прибавился еще и раненный космонавт, которого надо было спасти во что бы то ни стало. Такие вот нынче вызовы времени и эпохи для русских женщин. Конечно, они справятся и с этим вызовом. Только если не принимать во внимание то, что, по сути дела, он оказался ложным.
Сергей Ильченко