На основе Этического кодекса психолога (Российское психологическое общество. 2012 г)
У профессионала есть не только моральные ценности, но и профессиональные ориентиры. На них он опирается в своей работе с клиентом. Этические принципы помогают психологу сохранить репутацию и максимально защитить клиента от казусов, которые потенциально хранит в себе межличностное общение. Тем более, если это общение происходит при работе с таким тонким материалом, как психика человека.
Но, ничто не идеально, тем более в наш информационный век. Мной был проанализирован текст этического кодекса психолога и выявлено небольшое количество тем, где соблюсти этический баланс будет не так-то просто. Времена меняются, а с ними и профессиональный контекст. Это значит лишь то, что психология, как профессиональная область - живая и развивающаяся система.
Положение 1: “Психотерапевты, которые делегируют работу сотрудникам (...) в области научно-исследовательских работ, обучения (...) предпринимают разумные меры для того, чтобы избегать делегирования такой работы лицам, имеющим разнообразные связи (отношения) с теми, кому оказываются психотерапевтические услуги, поскольку это может привести к нарушениям или утрате объективности;
Отв.: Возможная трудность реализации данного принципа может возникнуть в виду того, что в современном обществе, где практически каждый пользуется интернетом и состоит более чем в одной социальной сети, активно развиты социальные связи. Это означает, что так или иначе сотрудники психотерапевтов могут иметь непосредственные или косвенные отношения с лицами, получающими у данного психотерапевта соответствующие услуги.
Положения 2 и 3: “Множественные взаимоотношения возникают, когда психотерапевт находится в профессиональных отношениях с человеком, и, в то же время находится в других отношениях, с тем же лицом (...), или обещает вступить в новые отношения в будущем с этим человеком (...). Психотерапевты воздерживаются от множественных взаимоотношений, если разумно было бы ожидать, что они негативно повлияют на объективность специалиста (...)”.
“Когда индивидуальная или групповая психотерапия является обязательным требованием программы или курса последипломной подготовки, специалисты, ответственные за эту программу, дают обучающимся возможность выбора такой психотерапии у практикующих психотерапевтов не аффилированных (не связанных) с программой. Преподавательский состав, который отвечает или, вероятно, будет отвечать за оценку успеваемости студентов (обучающихся), сам не проводит такую психотерапию, а если, в исключительных случаях, это произошло, не участвует в последующем процессе оценки успеваемости”.
Отв.: Оба положения описывают трудности, которые могут возникнуть в том случае, если психотерапевт является преподавателем ВУЗа, в котором собирается учиться или учится клиент данного психотерапевта. В таком случае необходимо поменять специалиста, так как будет нарушен принцип объективности. Множественные отношения возникают и в том случае, когда студент ВУЗа планирует проходить терапию у своего преподавателя после окончания обучения и получения диплома.
Ознакомиться с полным текстом Этического кодекса психолога, на который должен ориентироваться каждый профессионал в области психологии, можно здесь: http://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php
Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)