Найти тему
Don Carcharo

«Deftones-core» уже не шутка

«Волна шугейзового альт-метала» — первоначальный заголовок статьи, который был бы не совсем корректной характеристикой. Добрая половина из упомянутых ниже групп шугейз в классическом понимании стилистически не содержат. Просто тягучий меланхоличный альтернативный метал с акцентированно многослойной структурой, иногда пост-хардкорными влияниями, некоторыми проговыми замашками и томным высоким вокалом, обычно под Чино Морено. Но у части будет уже та классическая шугейзовая шумовая неопсиходелия, которой и у самих знаменитых сакраментцев, невольно давших направлению название, в полной мере никогда не было, даже на «Saturday Night Wrist» (2006). Иными словами, данная подборка охватывает несколько течений, границу между которыми провести проблематично, но крайние их проявления могут серьёзно друг от друга отличаться.

Loathe
Loathe

Сам термин «Deftones-core» — первонально шуточное название отдельных исполнителей в рамках ню-металкорного движения с особым акцентом на подражании... Deftones разных периодов. Со всеми присущими оформившемуся ню-металкору чертами: приджентованность, глитчи и акцентированные брейкдауны. Типичный представитель — Moodring.

Moodring BLACK_WAVE. Миньон: Your Light Fades Away (2023)

Однако, использование новоявленного тега очень быстро утратило какой-либо металкорный контекст, а масса этих подражателей и последователей, как с металкорно-джентовым бэкграундом, так и без него, достигла настолько критических значений, что стало совсем не до шуток. На металкорном аспекте не будем акцентироваться и мы, начиная рассмотрение явления очень сильно издалека.

Источники вдохновения

Разумеется, огромное влияние на эти группы оказали Deftones собственной персоной, причём как уже было проговорено — самых разных периодов. Это и ранние ню-метальные работы, и эпоха нулевых с некоторым налётом шугейза, и очень близкие к рассматриваемой волне поздние альбомы, начиная с «Diamond Eyes» (2010), из-за как раз дженто-образного риффинга.

Deftones Diamond Eyes. Альбом: Diamond Eyes (2010)

Но не Дефтонсом единым. В первую очередь необходимо отметить группу Hum, игравшую полноценный шугейзовый альт-метал с пост-хардкорными корнями задолго до того, как был выпущен «White Pony» (2000). В ходу в принципе вся совокупность смешений пост-хардкора с альтернативным роком/металом из девяностых: Quicksand, Far, Helmet, Failure — на которых Deftones ориентировались и сами. Следующий пласт влияний — The Smashing Pumpkins, на своих альбомах с меланхоличным настроением игравшие всё подряд: от дрим-попа и шугейза через предельно метализированный гранж до индастриал-рока.

Hum The Pod. Альбом: You'd Prefer an Astronaut (1995)

The Smashing Pumpkins – Bullet With Butterfly Wings. Альбом: Mellon Collie and the Infinite Sadness (1995)

Из параллельного Deftones альт-метала с близким настроением можно вспомнить Chevelle (особенно ранние релизы, в которых ещё были заметны пост-хардкорные нотки) или A Perfect Circle (уже с квази-проговой составляющей).

Chevelle – Point #1. Альбом: Point #1 (1999)

A Perfect Circle – The Outsider. Альбом: Thirteenth Step (2003)

В этой же обойме психоделический альтернативный период металкорщиков Cave In: альбомы «Jupiter» (2000) и «Antenna» (2003). А также испытывающий серьёзное влияние ню-метала дебютник Glassjaw «Everything You Ever Wanted to Know About Silence» (2000).

Cave In – Inspire. Альбом: Antenna (2003)

Glassjaw – Siberian Kiss. Альбом: Everything You Ever Wanted to Know About Silence (2020)

Список можно расширять и дальше, на рубеже веков такой тоскливо-надрывной тяжёлой альтернативы с замороченной инструментальной составляющей было в достатке.

Ранние примеры последователей Deftones

И прямых последователей, если не сказать клонов, Deftones можно встретить, как минимум, уже в начале нулевых: Relative Ash, [minus] (они же [minus.driver]), Mightyfew и так далее (перечень далеко не полный).

Relative Ash – Breathe (Tiny Hands). Альбом: Our Time With You... (2000)

[minus] – Stranded. Альбом: Structure of Simplicity (2001)

Mightyfew Both Shoulders. Миньон: Cinema (2002)

Очевидно, с оглядкой на Deftones записывался и самый известный альбом немцев Emil Bulls «Angel Delivery Service» (2001). В России что-то подобное тогда пробовала реализовать Психея, правда только отдельными композициями. Бельгийцы S.Box внесли в формулу франкоязычный колорит.

Emil Bulls – Leaving You With This. Альбом: Angel Delivery Service (2001)

Психея – Бесконечный стук шагов. Альбом: Каждую секунду пространства (2002)

S.Box – Juste là. Альбом: El viaje (2003)

Особняком стоят Moreno (не Чино Морено, и никак с ним не связано), вплотную приблизившие к Deftones-подобному альтернативному металу, но корнями уходящие в звучание, скорее сходное мидвест-эмо сцене.

Moreno – Space. Миньон: Thirty Three Minutes and Eleven Seconds Later... (2000)

А самая идеальная и близкая к оригиналу реализация, по мнению автора, из всей этой волны подражателей была достигнута бельгийской командой Silent со своим единственным полноформатником «Five A.M.» (2007).

Silent Perfect Innocence. Альбом: Five A.M. (2007)

Также заслуживает упоминания супер-группа Spylacopa, в которую входили Джон Ламаччия из Candiria, Грег Пусиато из the Dillinger Escape Plan, Джулия Кристмасс из Made Out of Babies и Battle of Mice, а также Джеф Каксид из Isis и Palms (проект с участием самого Чино Морено). В плане "дефтонсовости" особенно показателен одноимённый мини-альбом 2008 года. Последующие релизы будут уже с большим креном в пост-рок, да и часть звёздных участников будет постепенно отваливаться.

Spylacopa Bloodletting. Миньон: Spylacopa (2008)

Ближе к нашему времени, в рамках ревайвла ню-метала десятых, помимо пресловутых My Tickets Home, отметился коллектив Islander, чей дебют «Violence & Destruction» (2014) стабильно описывается как гибрид ранних Deftones и P.O.D. — кого в них больше, решайте сами. Да и сам Сонни Сандовал из P.O.D. у них гостил несколько раз.

Islander New Wave. Альбом: Violence & Destruction (2014)

Линию же Hum-ского альт-метала, замешанного на шугейзе, пост-хардкоре и гранже, ещё с 2013 года продвигали Narrow Head. Ключевая работа — первый полноформатник «Satisfaction» (2016), однако большую аудиторию они получат несколько позднее — вместе с зарождением массового тренда на подобного рода музыку.

Narrow Head Ashtray. Альбом: Satisfaction (2016)

P.S.:

Такое предшествующее явление как блэкгейз в расчёт не берём — это отдельная зефирная галактика, за редким исключением, слабо ориентирующаяся на ретроградский дух разных альтернативных ветвей из девяностых. Искомый саунд в нём найти проблематично. Аналоги же Narrow Head напрямую наследуют звучание Hum, The Smashing Pumpkins, Swervedriver, Catherine Wheel и прочих групп той эпохи, комбинирующих шугейз с более грузными риффоориентированными жанрами.

«Deftones-core»

2017 год. Suicide Silence выпускают свой злосчастный одноимённик, на котором отдают должное ранним работам Korn и Deftones, приправляя их отдельными грувовыми и дэткорными атавизмами, Эдди Хермида же откровенно подражает манере Чино Морено. Случился фальстарт, релиз был принят в штыки, но ретроспективно теперь упоминается в обязательном порядке как каноничный пример того самого «дефтонскора».

Suicide Silence Dying in a Red Room. Альбом: Suicide Silence (2017)

Параллельно выходит дебютный полноформатный альбом британской джентовой прог-металкор группы Loathe «The Cold Sun» (2017), где также имелись отсылки к творчеству главных героев статьи, но ещё не уверенно, эпизодически. Всё изменится через три года, причём кардинально.

Loathe It's Yours. Альбом: The Cold Sun (2017)

«I Let It In and It Took Everything» (2020) — второй полноформат Loathe, на котором эти влияния стали основой звучания. Большое разнообразие пластинки, заигрывание с эмбиентом и шугейзом, отполированный до идеала звук и сонграйтинг. На фоне остального ню-металкор движения, которое к тому моменту уже относительно погрязло во взаимокопировании, альбом имел эффект разорвавшейся бомбы, как итог огромная популярность у публики и стабильное попадание в годовые метал-топы у критиков. «Deftones-core» первоначально это в основном про данный релиз.

Loathe Two-Way Mirror. Альбом: I Let It In and It Took Everything (2020)

Но «I Let It In and It Took Everything» — это лишь часть цунами из десятков релизов с примерно похожим концептом, начавшееся чуть ранее, но многократно усилившееся после. Так, например, ню-метал/маткор группа Vein.fm (тогда ещё просто Vein) на своей знаковой для жанра пластинке «Errorzone» (2018) и без того имели Deftones-подобные элементы. В 2020 году участники группы, доукомплектовавшись вокалисткой Марисой Шарир, выделили эти элементы в отдельный сайд-проект Fleshwater, в котором нашли место и отзвуки более ранних пост-хардкорно-альтернативных коллективов из девяностых. Дебютник «We're Not Here to Be Loved» вышел в 2022 году.

Vein – Doomtech. Альбом: Errorzone (2018)

Fleshwater The Razor's Apple. Альбом: We're Not Here to Be Loved (2022)

Следующие известные представители волны — Static Dress, хотя играют они скорее пост-хардкор (причём уже в духе нулевых), чем альтернативный метал, но источники звучания во многом те же, иные акценты. К тому же накладывает свой отпечаток, что продюсированием их альбома «Rouge Carpet Disaster» (2022) занимался Эрик Бикерстафф, гитарист Loathe.

Static Dress Push rope. Альбом: Rouge Carpet Disaster (2022)

В «дефтонскор» конвертировались и группы, изначально успешно ориентировавшиеся на другое звучание. Так, например, Varials — одни из основных игроков плеяды групп, возрождающих металкор девяностых в более грувистой форме, наравне с Knocked Loose, Kublai Khan TX, Jesus Piece и им подобными. Свой ответ на ранние работы Deftones они представили на альбоме «In Darkness» (2019).

Varials Romance / The Love Machine. Альбом: In Darkness (2019)

Higher Power из хардкор-панка на грани с кроссовер-трэшем перешли в обозначенную волну на втором полноформате «27 Miles Underwater» (2020). В данном случаем уже основным ориентиром являются упомянутый пост-хардкорный альтернативный метал в духе Helmet и Quicksand, а потом уже Deftones и Jane's Addiction.

Higher Power Low Season. Альбом: 27 Miles Underwater (2020)

Распавшаяся британская прогрессивная ню-металкор группа Lotus Eater частично переродилась в 2021 году как проект Love Is Noise, уже со значительными шугейзовыми нотками.

Love Is Noise – Euphoria (Where Were You?). Миньон: Euphoria, Where Were You? (2022)

Австралийская прог-металкор группа Thornhill преобразилась на альбоме «Heroine» (2022). Как и у Loathe одновременно сохранилась джентовая составляющая и появился налёт шугейза. Вот только обновленные Thornhill стали намного мягче и ближе к альтернативному року, отбросив практически все металкорные элементы. Оформился и новый имидж коллектива, воспроизводящий готический стиль из фильмов «Ворон» (1994) и «Королева Проклятых» (2002).

Thornhill Arkangel. Альбом: Heroine (2022)

Параллельно уже перечисленному в шугейзовой ветке ожили и сами Hum, записав самый метализированный альбом в своей дискографии Inlet (2020), несколько релизов выпустили Narrow Head (на этот раз уже с большой шумихой), их дело продолжили Soul Blind и Trauma Ray. В ню-метальной и ню-металкорной ветке появились Moodring, Profiler, Black Coast, Loser. В более альт-метальной работали ASkySoBlack, Vexes, поздние The Hyena Kill. Деление условное, а список далеко не полный и растущий с каждым днём.

Soul Blind – Seventh Hell. Альбом: Feel It All Around (2022)

Profiler – Glitch Theory. Миньон: Profiler (2022)

The Hyena Kill – Close Enough. Альбом: A Disconnect (2021)

Как итог, дефтонскор — тег несерьёзный, не совсем корректный и достаточно разнородный, но всю эту огромную волну с пересекающейся аудиторией описывает вполне наглядно. И того, что можно им отметить стало уже ОЧЕНЬ много, настолько много, что даже исполнители с устоявшимся почерком начинают подстраиваться под эти веяния.

Другие части серии:
Что такое Nu Metalcore? Большая обзорная статья
Ню-металкор. Часть I: первые шаги, эксперименты ключевых дэткорщиков
Ню-металкор. Часть II: рождение тренда. Стрижём чёлки, надеваем кепки
Закономерное сближение ню-метала и мат-метала. Предтечи
Джентовый рэп-метал и ню-металкор. На перекрёстке трёх поколений
Ню-металкор. Часть III: пекло на границе маткора и ню-метала
Ню-металкор. Часть IV: такой разный ню-дэткор
Ню-металкор. Часть V: оппозиция трэп-металу
Ню-металкор. Часть VI: брутализация и австралийский прорыв
Deftones-core уже не шутка

Блог теперь в ТГ: t.me/doncarcharo

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц