Найти в Дзене
О важном — на книжном

Сборник новелл Ги де Мопассана "Дядюшка Милон"

Интересно, наличие в личной библиотеке человека той или иной книги может дать представление характере, предпочтениях, ценностях этого человека?

"Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты!"

Но ведь все мы читаем много книг, и не все из них становятся нашими любимыми...

О чем это я?

Увидела книгу Ги де Мопассана 1899 года издания, на французском языке с владельческой надпись женщины, судьбой и личностью которой интересуюсь в данный момент. Надпись была сделана в 1900 году.

Автограф показать не могу, т.к. книга не моя. На фото то же самое издание
Автограф показать не могу, т.к. книга не моя. На фото то же самое издание

Начала разбираться. Выяснилось, что это первый посмертный сборник новелл Мопассана, который издатель Поль Оллендорф подготовил "на скорую руку", отобрав несколько произведений, напечатанных в прессе 1881 — 1883 годах.

Исследователи не очень высоко оценивают этот сборник. Утверждают, что сам Мопассан большую часть напечатанных в нем новелл предпочел бы предать забвению. Во всяком случае, вновь публиковать, как отдельные произведения, точно бы не стал, так как они были "этюдами" к его романам. Тем не менее, с разрешения матери писателя, сборник вышел в свет.

И попал в руки 32-летней женщине, которая уже почти 10 лет была замужем и имела двоих детей. Мне стало интересно, какие из представленных в сборнике новелл должны были обратить на себя ее внимание, чтобы она оставила этот сборник в своей библиотеке и даже пометила книгу своей владельческой надписью.

В сборник вошли:

Дядюшка Милон / Le père Milon [= Папаша Милон] (1883)
В весенний вечер / Par un soir de printemps (1881)
Слепой / L’Aveugle (1882)
Торт / Le Gâteau (1882)
Прыжок пастуха / Le Saut du berger (1882)
Старые вещи / Vieux objets (1882)
Магнетизм / Magnétisme (1882)
Корсиканский бандит / Un Bandit Corse (1882)
Ночное бдение / La Veillée (1882)
Грёзы / Rêves (1882)
Исповедь женщины / Confessions d’une femme (1882)
Лунный свет / Clair de lune (1882), написано в 1882
Страсть / Une Passion (1882)
Переписка / Correspondance (1882)
Плутня / Rouerie (1882)
Ивелина Саморис / Yveline Samoris (1882)
Приятель Жозеф / L’Ami Joseph (1883)
Сирота / L’Orphelin (1883)

Два рассказа из этого списка ("Исповедь женщины" и "Страсть") опубликованы в наши дни в сборнике "Страсть" (серия "эксклюзивная классика"). Оба рассказывают о женах, неверных своим мужьям. Почти о том же "Лунный свет" и "Ночное бдение". Мопассан пытается разобраться в тонкостях женской души и приходит к выводу, что женщины не меньше, а порой и больше, чем мужчины подвержены страстям и порокам.

Но эти ли размышления привлекли внимание интересующей меня дамы в 1900 году? Мне думается - нет. Из того, что я уже знаю о ней, смею предположить, что особенно ее впечатлила новелла, давшая название сборнику - "Дядюшка Милон".

Новелла рассказывает о старике французе, который во время Франко-прусской войны, во время, когда его родные земли были заняты оккупантами, в одиночку, по ночам, мстил захватчикам, безжалостно расправляясь с прусскими офицерами. Поймать его не могли довольно долго, потому что на него никто не мог подумать. И даже когда его вина была усыновлена и совершенно очевидна, ему хотели предложить вариант, как избежать смертного приговора. Но он не стал даже слушать, плюнув в лицо офицеру, производившему дознание. После чего дядюшку Милона, конечно, расстреляли.

Мопассан умел писать не только о пороках и низменных чувствах, ломающих жизни людей ("Страсть", "Грёзы"), не только о жестокости ("Слепой", "Прыжок пастуха"), но и о чести, достоинстве, верности своей земле и своей семье ("Дядюшка Милон", "Корсиканский бандит"). И смею надеяться, что именно этими темами он был близок замужней даме, матери двоих детей в 1900 году.

Решила поделиться, т.к. сложилась почти уникальная ситуация - мой "рабочий" интерес совпал по теме с моим "хобби")))