Интересно, наличие в личной библиотеке человека той или иной книги может дать представление характере, предпочтениях, ценностях этого человека?
"Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты!"
Но ведь все мы читаем много книг, и не все из них становятся нашими любимыми...
О чем это я?
Увидела книгу Ги де Мопассана 1899 года издания, на французском языке с владельческой надпись женщины, судьбой и личностью которой интересуюсь в данный момент. Надпись была сделана в 1900 году.
Начала разбираться. Выяснилось, что это первый посмертный сборник новелл Мопассана, который издатель Поль Оллендорф подготовил "на скорую руку", отобрав несколько произведений, напечатанных в прессе 1881 — 1883 годах.
Исследователи не очень высоко оценивают этот сборник. Утверждают, что сам Мопассан большую часть напечатанных в нем новелл предпочел бы предать забвению. Во всяком случае, вновь публиковать, как отдельные произведения, точно бы не стал, так как они были "этюдами" к его романам. Тем не менее, с разрешения матери писателя, сборник вышел в свет.
И попал в руки 32-летней женщине, которая уже почти 10 лет была замужем и имела двоих детей. Мне стало интересно, какие из представленных в сборнике новелл должны были обратить на себя ее внимание, чтобы она оставила этот сборник в своей библиотеке и даже пометила книгу своей владельческой надписью.
В сборник вошли:
Дядюшка Милон / Le père Milon [= Папаша Милон] (1883)
В весенний вечер / Par un soir de printemps (1881)
Слепой / L’Aveugle (1882)
Торт / Le Gâteau (1882)
Прыжок пастуха / Le Saut du berger (1882)
Старые вещи / Vieux objets (1882)
Магнетизм / Magnétisme (1882)
Корсиканский бандит / Un Bandit Corse (1882)
Ночное бдение / La Veillée (1882)
Грёзы / Rêves (1882)
Исповедь женщины / Confessions d’une femme (1882)
Лунный свет / Clair de lune (1882), написано в 1882
Страсть / Une Passion (1882)
Переписка / Correspondance (1882)
Плутня / Rouerie (1882)
Ивелина Саморис / Yveline Samoris (1882)
Приятель Жозеф / L’Ami Joseph (1883)
Сирота / L’Orphelin (1883)
Два рассказа из этого списка ("Исповедь женщины" и "Страсть") опубликованы в наши дни в сборнике "Страсть" (серия "эксклюзивная классика"). Оба рассказывают о женах, неверных своим мужьям. Почти о том же "Лунный свет" и "Ночное бдение". Мопассан пытается разобраться в тонкостях женской души и приходит к выводу, что женщины не меньше, а порой и больше, чем мужчины подвержены страстям и порокам.
Но эти ли размышления привлекли внимание интересующей меня дамы в 1900 году? Мне думается - нет. Из того, что я уже знаю о ней, смею предположить, что особенно ее впечатлила новелла, давшая название сборнику - "Дядюшка Милон".
Новелла рассказывает о старике французе, который во время Франко-прусской войны, во время, когда его родные земли были заняты оккупантами, в одиночку, по ночам, мстил захватчикам, безжалостно расправляясь с прусскими офицерами. Поймать его не могли довольно долго, потому что на него никто не мог подумать. И даже когда его вина была усыновлена и совершенно очевидна, ему хотели предложить вариант, как избежать смертного приговора. Но он не стал даже слушать, плюнув в лицо офицеру, производившему дознание. После чего дядюшку Милона, конечно, расстреляли.
Мопассан умел писать не только о пороках и низменных чувствах, ломающих жизни людей ("Страсть", "Грёзы"), не только о жестокости ("Слепой", "Прыжок пастуха"), но и о чести, достоинстве, верности своей земле и своей семье ("Дядюшка Милон", "Корсиканский бандит"). И смею надеяться, что именно этими темами он был близок замужней даме, матери двоих детей в 1900 году.
Решила поделиться, т.к. сложилась почти уникальная ситуация - мой "рабочий" интерес совпал по теме с моим "хобби")))