Найти тему
Лисья жизнь

Самые первые книжки ребенка

Даже те взрослые, кто сами книжку в руки не брал со школы, заделавшись родителями обычно покупают ребенку не только игрушки. Всё-таки книга как один из элементов досуга и развития плотно сидит в наших головах.

Ребенку покупается сборник сказок (чтоб картинки яркие и сказок побольше), детская энциклопедия про автомобили (мальчику) или животных (девочке) и что-нибудь по модному сейчас мультику. Ребенок сказки не слушает, а книжки рвет, на этом порыв людей, от чтения далёких, заканчивается и родитель переходит на более понятные для него развлечения.

Рвать бумагу - интересная игра
Рвать бумагу - интересная игра

Никто и нигде не доказал, что без книг не вырастить нормального человека. Гарантийные талоны на чтение к детям тоже не прилагаются. Но если чтение - часть жизни родителей, то стоит хотя бы попробовать воспитать в ребенке любовь к печатному слову. Но для этого к первым книгам желательно подойти куда более вдумчиво.

Главное в первых книгах - не выпендриваться. Чем проще, тем лучше. Первые книги ребенка - это книги, обучающие... обращаться с книгами. Материал - лучше картон. Крепление - обычная склейка.

Не надо покупать деревянные книги - они, как правило, трудно перелистываются. Не надо инновационные "сказки на шариках" или книжки-гармошки. Одна из задач первой книги - научить ребенка листать страницы, исходя из этого и стоит смотреть на переплет книжки.

Всю эту красоту годовалый ребенок лишь порвет и помнет
Всю эту красоту годовалый ребенок лишь порвет и помнет

Книжки-игрушки - это для детей, которые понимают, что книжка - это в первую очередь книжка, и только потом игрушка. Вот тогда ребенок оценит и гармошку, и панораму, и книжку про матрёшек в форме матрешки. А малышу - попроще. Максимум извращений - это вырубка на страницах. Не обязательно, но если есть - неплохо.

Выступающие элементы на странице справа и есть вырубка. За нее удобно цепляться неловкими пальчиками
Выступающие элементы на странице справа и есть вырубка. За нее удобно цепляться неловкими пальчиками

О чем должна быть книга? В принципе, не очень важно. Главное, чтоб содержание отвечало другой задаче, которую должна решить первая книга - научить ребенка слушать читающего взрослого. Поэтому самое удачное - это белый фон и картинка одного предмета, на который взрослый показывает пальцем и называет. Чаще всего останавливаются на животных. Не удивительно, большинство детей эту тему любят.

Самодельная книжка из карточек и фотоальбома
Самодельная книжка из карточек и фотоальбома

Издатели любят африканских животных - думаю, потому, что они очень разные. Слон большой и с хоботом, у льва грива, зебра полосатая, жираф длинный и в пятнышко - идеально для детей, с первого взгляда не перепутаешь.

Некоторые считают, что Африка далеко, а в зоопарк они ежедневно не ходят. Поэтому если уж рассматривать животных, то наших: лиса, медведь, лось. Нарисованных не в мультяшной, а в реалистичной манере.

Кто-то идёт в рассуждения ещё дальше - лося, как и жирафа, ребенку в жизни не покажешь, поэтому реалистичные картинки на первом году не нужны, нужны такие, которые подготовят ребенка к следующему этапу - чтению сказок. А там животные особенные: лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, зайчик-побегайчик.

Книжка "Вот мы какие"
Книжка "Вот мы какие"

Какой подход верный? На мой взгляд, любой, лишь бы ребенку нравилось. Хоть все три разом, а в качестве вишенки на торте выдать ребенку обычную книгу с текстом и картинками. Правда, морально приготовится к тому, что ребенок ее уделает в мясо.

Лёня очень любит детскую энциклопедию про собак
Лёня очень любит детскую энциклопедию про собак

Если вы мама-отличница, особо предостерегу от стихотворных подписей под картинками. Да, кому-то из детей они нравятся, а кто-то на них скучает. Если так, то и не надо их непременно озвучивать, просто забудьте, что там есть какой-то текст. Общайтесь по картинке.

Поэтому и подходить к такому чтению надо как к общению: ведь любая мама прекращает щекотать подмышки и дуть в пяточки, если ребенок отвлекся или проявляет недовольство. Так и книжкой: не надо с первых же страниц превращать чтение в наказание "сиди, слушай, пока не дочитаю". Открыли страницу - озвучили. Убежал ребенок погремушку трясти - ну и ладно, через полчасика озвучили ещё одну страницу.

Главное в детском чтении первого этапа - усилия родителей. Может, и не каждый день, до достаточно стабильно и регулярно играть в эту нудную игру: открывать книжку, листать, показывать, озвучивать:

- Это кто? Это заяц! Заяц!

Обсуждать прочитанное:

- Как заяц прыгает? Прыг-прыг. Где у зайца глазки? Вот у зайца глазки. Где у зайца ушки? Вот у зайца ушки.

Дети обычно быстро проникаются. Ведь такое чтение - это все то же эмоциональное общение со взрослым, которое считается основой развития маленького ребенка.

Обучение чтению