Одним из славных моментов Великой Отечественной войны стал разгром немецких войск под Москвой. Этой странице войны посвящен одноименный документальный фильм 1942 года. К его 80-летию - в 2022г. о съемках легендарной картины на российский экран вышел художественный фильм “Первый Оскар” (см. о нем на Друг Истории). Конечно, важно не только помнить о подвиге, но и знать имена всех людей, кто запечатлел битву под Москвой для всего мира. Неслучайно в СССР этот фильм в 1942г. был удостоен Сталинской премии 1 степени, а в США в 1943г. премии Оскара.
Съемочной группой документалистов в 1941-1942гг. руководили режиссеры Илья Копалин и Леонид Варламов. В титрах 1942 года помимо них были указаны имена ещё 16 кинооператоров, снимающих “Разгром немецких войск под Москвой” в полевых условиях. В послевоенное время к спискам авторов было добавлено ещё 2 имени – кинооператора и ассистента, - В.С.Ешурина и А.Г.Семина. В этом очерке я хотел бы восстановить справедливость и указать имя еще одного фронтового кинооператора, снимающего документальные кадры для знаменитого фильма – Владимира Анисимовича Фроленко (1910-1956).
Что Фроленко принимал участие в создании киноленты, особых сомнений у специалистов в то время не было. Уже в газете “Правда” 6 февраля 1942 в статье “Кинорепортаж на фронте” читаем такие строки – “Когда части Красной Армии брали Калугу, Дорохово, Малоярославец, Можайск нашим операторам приходилось работать в морозные дни. Оператор В.Фроленко снимал парашютный десант в воздухе при 37-градусном морозе, но кадры получились четкие, ровные. А когда аппарат долго находился в воздухе и механизму угрожали перебои, оператор собственным теплом согревал аппарат.”
Здесь нет отсылок на фильм о разгроме немцев, поскольку картина вышла на экраны страны 18 февраля 1942г. Ведь только тогда широкий зритель впервые увидел фантастические кадры настоящего воздушного десанта – посадку в самолеты, десантирование, действия на земле.
Почему именно Фроленко снимал десант, ответ довольно простой. В ноябре 1934г. он окончил курсы воздушных операторов в школе морских и сухопутных летчиков и получил квалификацию авиакинооператора. Сложнее объяснить, почему фамилия Фроленко не попало в титры картины. Я думаю, что его особая квалификация как раз и сыграла “шутку”. Сам воздушный десант и его съемки были, возможно, секретным или учебным мероприятием. Фроленко работал отдельно от группы Копалина. Копалину передали готовый материал и тот вставил его в кино. Вероятно, руководитель понимал, кто его отснял. Но имена всех кинооператоров, снимающих разгром немцев, не влезали на одну страницу, отведенную для титров. Хватило место для 16. А Фроленко “выкинули” из списка как “чужого”, “небоевого”, “засекреченного”.
Надо сказать, что в 1942г. Фроленко получает Сталинскую премию первой степени за фильм “День нового мира” (1940) наряду с другими 5 операторами (всего этот день снимали 97 чел.) об одном дне 24 августа 1940г. Среди этих 6 операторов также Р.Кармен и Б.Небылицкий, которые не получили Сталинской премии за фильм “Разгром немецких войск под Москвой”. Также отмечу, что имя Фроленко упоминается среди авторов фильма “Наша Москва” 1941 – Боевой киносборник №5 – о защите города.
Как бы там ни было с наградами, для нас всех остается самый интересный вопрос, что за десант снимал Фроленко под Москвой. На этот счет у меня есть 2 версии - учебная и боевая. Начнем с учебной. Обратите внимание, что после 29 минуты в фильме о разгроме немецких войск посадка десантников в самолеты и их выброска осуществляется зимой при дневном свете. Между тем известные высадки десантников под Москвой осуществлялись в ночь с 14 на 15, 15 на 16 декабря 1941г. и с 4 на 5 января 1942г. Была также попытка высадить десант 29 декабря 1941г. в районе Юхнове для захвата аэродрома Огибалово. В литературе есть упоминание о воспоминаниях участника о том, что этот неудачный десант выбрасывался в ночь на 30 декабря. Между тем я разыскал боевой журнал 23 авиадивизии, в котором говорится, что взлет осуществлялся 29 декабря в 15.21-15.30, а посадка в 17.26 и 18.35. Учитывая, что 29 декабря заход солнца в Москве в 16.02, а наступление темноты в 16.49, можно с натяжкой сказать, что десант происходил “в ночь на 30 декабря”. Удалось высадить 49 человек (из не менее 145-153), поскольку часть самолетов не выполнило заданий из-за плохих метеусловий и плохой обеспеченности заправочными средствами. Высаженные парашютисты, как можно сделать вывод из воспоминаний Старчака, большей частью погибли. Отсюда вывод, что Фроленко снимал не этот десант. В его кадрах при дневном свете мы видим одновременно 6 самолетов в воздухе, а значит, он сам сидит в 7-ом. 29 декабря максимальная полетная группа была 4 самолета.
Двигаясь дальше по боевому журналу 23 авиадивизии, мы находим сообщения о небоевых днях, - массовой выброске парашютного десанта в рамках тренировочных полетах из Внуково 9, 12, 13, 14 января 1942г. Тогда соответственно парашютировалось 686 чел., 844 чел., 316 чел., 21 чел. 9 января одновременно (друг за другом) взлетало 6 самолетов, 12 января – 5, 13 января -2, 14 января 1 самолет. Самолеты делали с утра по 8-10 вылетов в день. Допустим, что взлетал ещё один самолет и что Фроленко снимал из кабины этого 7 самолета - 6 самолетов 23 ад. На последующих кадрах видно, что съемки идут не из ПО-2. Могло ли так cлучиться, что вылет 7-ого самолета не отразился в журнале? Мог ли это быть самолет гражданский из состава ГВФ? Сколько раз поднимался в воздух Фроленко, как десантировался сам с парашютом, этого мы не знаем. После посадки оператор снимал (учебный?) бой десантников.
Итак, наблюдаю последовательные кадры десантирования в док.фильме и документы 23 ад мы можем думать, что в начале января могли проходить съемки тренировки парашютного десантирования. Но возможна и другая версия.
Боевая версия. Но 15 января 1942 г. командующему ВДВ генерал-майору В. А. Глазунову было приказано разработать план операции, в котором определялись цели и задачи воздушного десанта, состав и действия сил, вопросы обеспечения. План был подготовлен 16 января штабами ВДВ и ВВС. Уже утром 18 января 1942г. был осуществлен первый вяземский десант 201 воздушно-десантной бригады. Обеспечивала его самолетами в основном авиагруппа ГВФ - гражданского воздушного флота (ПС-84) и вспомогательно 23 ад. Напомним к месту, что Ржевско-Вяземская наступательная операция (08.01.1942-20.04.1942) входит в Битву за Москву (30.09.1941-20.04.1942).
" В 16.30 17.1.42 2-й батальон воздушно-десантной бригады в составе 349 человек под командованием капитана Калашникова, был приведен в состояние готовности к выброске и к этому времени посажен в корабли. Однако, вследствие неблагоприятной метеорологической обстановки, выброска его была перенесена на утро 18.1.42 г. 18.1.42 г., в 3.35, парашютный десант в составе 16 кораблей начал вылет с аэродрома Внуково. Десант в составе 2-го батальона капитана Калашникова и части 1-го батальона капитана Суржика в период 5.00—9.00 был выброшен в районе Знаменка, Желанье. Всего за это утро из-за метеоусловий было выброшено 462 человека."
Для понимания процесса киносъемки укажем, что начинает светать в Москве 18 января в 8.03, а восход Солнца происходит в 8.47. Согласитесь, что с некоторой натяжкой съемки кинооператора влезают в указанный диапазон времени, особенно если допустить, что посадка в самолеты снималась в 16.00-16.30 17 января.
31 декабря 1941г. фильм “Разгром немецких войск под Москвой” был уже смонтирован. 12 января 1942г. его смотрели члены Государственного Комитета Обороны. Были внесены предложения в том числе и по досъемкам массовых сцен действий танков, артиллерии, авиации и кавалерии. 18 февраля он вышел на широкий экран. Если Фроленко снимал учебный десант 9 или 12 января 1942г., то выходит, что съёмки его материала вообще могли не попасть в план работ Ильи Копалина над знаменитым документальным фильмом, и материал был передан тому в рамках задания добавить массовых сцен, данного от лица ГКО (Сталиным).
Если снимался боевой десант 18 января 1942г., то Фроленко теоретически мог с отснятым материалом улететь обратно в Москву 20-22 января, когда проходил посадочный десант 250 полка в Плеснево. Однако это означает, что эти кадры вставлялись в документальный фильм в последний момент. Следующее взлет для воздушного десантирования состоялся 27 января в 14.30 из Жашково, что уж совсем маловероятно для участия в нём Фроленко.
Как бы не складывались все обстоятельства, имя кинооператора Владимира Анисимовича Фроленко должно стоять в авторах фильма “Разгром немецких войск под Москвой”, даже если это были съемки учений.
Материал включен в подборку Великая Отечественная война (здесь). Смотрите уникальные материалы в блоге Друг Истории
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики.
Душин Олег, журнал №177 Друг Истории, анонсы публикаций можно видеть на Tелеграмм канале Друг Истории.