Найти тему
Друг Истории

Фильм "Первый Оскар" - персонажи и образы советских кинооператоров в битве под Москвой. 1941.

21 апреля 2022 на экраны страны вышел фильм "Первый Оскар", посвященный советским кинооператорам, создавшим конце 1941- начале 1942г. документальный фильм "Разгром немецких войск под Москвой". В США в 1943г. эта картина под названием "Moscow Strikes Back" получила премию Золотой Оскар в категории лучший документальный фильм наряду с 3 другими работами. Для СССР - это был в полном смысле слова первый Оскар, награда и признание заслуг в кино за рубежом.

В современном художественном фильме справедливо проведена красной нитью мысль-память о том, что категория лучший документальный фильм в наградах Американской академии киноискусства возникла именно в военном 1943г. Наш фильм и победа под Москвой помогли киноакадемии США настроить общественное и политическое мнение в пользу открытия второго фронта в Европе.

афиша о фильме Разгром немецких войск под Москвой. В США фильм вышел под названием "Москва наносит ответный удар"#Первый оскар
афиша о фильме Разгром немецких войск под Москвой. В США фильм вышел под названием "Москва наносит ответный удар"#Первый оскар

В сюжетном плане "Первый Оскар" - это, можно сказать, фильм не только исторический, но и драма двух антагонистов-товарищей-кинооператоров, а также драма американского продюсера Дэвида Селзника (Остин Базис), пробившего с трудом первую заокеанскую награду для нашего советского фильма. Бурная, драматичная жизнь главных героев картины даже отодвигает на задний план роль в этой Истории режиссеров документального фильма о разгроме под Москвой Ильи Копалина (Андрей Мерзликин) и Леонида Варламова (Никита Тарасов).

Между тем зрители будут безуспешно искать фамилии главных героев Ивана Майского (Тихон Жизневский) и Льва Альперина (Антон Момот) в реальной истории киноискусства и войны. Как часто бывает в художественных фильмах, это собирательные персонажи. Режиссера фильма Сергея Мокрицкого (выпускника ВГИК 1991г.) вдохновил героический порыв студентов ВГИКа в 1941г. В 1941г. большая часть дипломного курса операторского факультета ВГИК (высший 1934-1938г, далее всесоюзный государственный институт кинематографии) ушла на фронт.

студенты операторского факультета ВГИКа, кадр из фильма
студенты операторского факультета ВГИКа, кадр из фильма

В списке подлежащих уходу в армию студентов-выпускников (в нем 22 человека) фамилии операторов Майский и Альперин отсутствуют. Фамилию Льву Альперину для кино "отдал" преподаватель режиссера Мокрицкого Александр Владимирович Гальперин (1907-1995), преподававший во ВГИК с 1936г. и окончившего операторский факультет в 1939г. После начала войны Гальперина командировали на Дальний Восток на съемки армейских сюжетов в т.ч. секретных, он же в 1942г. продолжал преподавать в Алма-Ате во ВГИК. И в кино старший Альперин, кстати, устраивает студенту-сыну Льву (1919 г.р.) командировку на Урал, от которой тот уклоняется и уходит на войну.

А.В.Гальперин
А.В.Гальперин
Майский и Альперин на фронте
Майский и Альперин на фронте

Сравнение списка ребят, ушедших досрочно из ВГИК в 1941г. и списка 18 операторов, снимавших фильм "Разгром фашистов под Москвой" позволяет сделать вывод о том, что никто из студентов ВГИКа 1941 года на самом деле не принимал участие в съемках фильма "Разгром немецких войск под Москвой". Но из 18 операторов, снимающих битву под Москвой, семеро окончили в довоенные годы ВГИК.

2 человека - ассистент оператора А.Семин и В.Ешурин не были указаны в титрах в 1942г.
2 человека - ассистент оператора А.Семин и В.Ешурин не были указаны в титрах в 1942г.

Студенты, окончившие 4 курс, и преподаватели ВГИКа уходили на фронт уже летом 1941г. - еще до начала битвы за Москву. Часть из них уходила в народное ополчение, которое сгорело в боях осенью 1941г. Тогда в рядах ополченцев погиб и ректор ВГИКа Д.В.Файнштейн. А часть ребят действительно стала фронтовыми кинооператорами. В списке приказа по институту (ниже - фото) мы видим фамилии 22 человек, ушедших досрочно в 1941г. из ВГИКа. По сайту Память народа мне удалось из них пока установить имена только 5 военных кинооператоров - Георгий Хнкоян, Моисей Сегаль, Михаил Посельский, Борис Соколов, Владимир Сущинский (05.09.1912-22.02.1945).

Из книги "К Истории ВГИКа" Ч2. Студенты 4 курса не успели приступить к дипломным работам, поэтому в приказе от 31 июля 1941г. они именуются именно как студенты 4 курса, а не 5-ого, как в фильме. Операторский факультет в 1941г. окончило 33 человека, из них 22 были выпущены досрочно - по причине войны.
Из книги "К Истории ВГИКа" Ч2. Студенты 4 курса не успели приступить к дипломным работам, поэтому в приказе от 31 июля 1941г. они именуются именно как студенты 4 курса, а не 5-ого, как в фильме. Операторский факультет в 1941г. окончило 33 человека, из них 22 были выпущены досрочно - по причине войны.

История ВГИКа сохранила память только о 4 студентах, погибших на войне в качестве военных кинооператоров. Трое из них - это выпускники 1942 года, а Владимир Сущинский - "досрочный" выпускник 1941, то есть он и является одним из прототипов Ивана Майского. В августе 1941г. Сущинского призвали в армию, и только в мае 1942г. он стал кинооператором на фронте - Волховском.

Владимир Сущинский на фронте
Владимир Сущинский на фронте

На фронте военную хронику в 1941-45гг. снимало не менее 250 человек . Среди группы операторов, работающих с Копылиным и Варламовым над фильмом "Разгром немецких войск под Москвой", мы можем выделить двух человек - Теодора Бунимовича (1908-2001) и выпускника ВГИКА 1939 года Павла Касаткина (1913-2002), которые могли бы также считаться прототипами наших героев. Возможность для такой личностной "зацепки" дает сцена съёмок разгромленного фашистами дома-музея Чайковского в Клину. В кино Альперин снимает разорения, принесенные оккупантами музею, нашей культуре.

Читаем книгу В.Смирнова "Документальные фильмы о великой отечественной войне" - "Операторы Т.Бунимович и П.Касаткин вошли в Клин с нашими передовыми частями. Закончив съемку вступления наших частей в город, операторы направились к домику Чайковского. Страшную картину увидели они: у входа в дом, где жил и творил великий композитор, валялся немецкий мотоцикл, а рядом, в снегу, изорванные рукописи, ценнейшие книги и разбитый бюст Чайковского. Внутри дома все было изломано и исковеркано. В комнатах, где создавались гениальные произведения, немцы ремонтировали свои мотоциклы. Обивка стен из редкой карельской берёзы была сорвана, деревянные вещи сожжены, театральные макеты балета "Лебединое озеро" разбиты."

Дом-музей Чайковского в Клину, 1941
Дом-музей Чайковского в Клину, 1941

Дом-музей Чайковского в Клину, 1941
Дом-музей Чайковского в Клину, 1941

Война не щадит ничего и никого. Режиссер Копалин вспоминал: "Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. " К счастью, операторы во время съёмок фильма "Разгром немецких войск под Москвой" не погибали. 26 декабря 1941г. под Тарутино погиб директор съемочной группы Павел Александрович Павлов-Росляков (1903-1941).

П.А.Павлов-Росляков
П.А.Павлов-Росляков

Возможно, из-за того, что операторы под Москвой, согласно воспоминаниям самого Копалина, не погибали, возникает в фильме невнятный момент относительно подтверждения гибели главного персонажа Ивана Майского. Вроде как его жена Юна (Дарья Жовнер) утверждает, что в списках погибших его нет, а его друг Лев Альперин демонстрирует ей последние кадры хроники, которые снимал в бою Иван. В этих кадрах есть сцена его гибели. Странно, не правда ли? Камеру, получается, после боя нашли, а тело нет?

Что стало основой для этого сюжета? Легендарный оператор Владимир Сущинский снимал хронику в момент своей гибели 22 февраля 1945г. Владимир Ошурков вспоминал: "Володя снял свою смерть. Он продолжал снимать, даже падая на землю. Камера запечатлела деревья, которые словно бы падали в кадре вместе с оператором, сраженным врагом".

Последний опубликованный эпизод, снятый Владимиром Сущинским в Бреслау. Бойцы переносят пулемет Максим через полотно железной дороги. Через несколько секунд раздастся взрыв снаряда, Сущинский будет смертельно ранен. Бойцы видели, что он тогда снимал стоя на открытом месте.  Насколько могу судить по кадрам,  в последнем бою Сущинский находился рядом именно с этими пулеметчиками и снимал их стрельбу из-за насыпи ж.д. Видимо, когда они потащили пулемет вперёд, он тоже поднялся для более широкого обзора. Кадр из фильма о Сущинском https://www.youtube.com/watch?v=mhsYQkuF78E
Последний опубликованный эпизод, снятый Владимиром Сущинским в Бреслау. Бойцы переносят пулемет Максим через полотно железной дороги. Через несколько секунд раздастся взрыв снаряда, Сущинский будет смертельно ранен. Бойцы видели, что он тогда снимал стоя на открытом месте. Насколько могу судить по кадрам, в последнем бою Сущинский находился рядом именно с этими пулеметчиками и снимал их стрельбу из-за насыпи ж.д. Видимо, когда они потащили пулемет вперёд, он тоже поднялся для более широкого обзора. Кадр из фильма о Сущинском https://www.youtube.com/watch?v=mhsYQkuF78E
Смертельно раненого Владимира Сущинского выносят с поля боя. Съемки его друга Николая Быкова. кадр из фильма о Сущинском https://www.youtube.com/watch?v=mhsYQkuF78E
Смертельно раненого Владимира Сущинского выносят с поля боя. Съемки его друга Николая Быкова. кадр из фильма о Сущинском https://www.youtube.com/watch?v=mhsYQkuF78E

Возвращаемся к моменту истории ВГИКА, вдохновившему создателя кино. Почему режиссер Мокрицкий перенес время окончания учебы во ВГИК студентов-дипломников с лета на позднюю осень 1941г.? Вопрос не самый сложный, учитывая даже ограниченность сведений у режиссера о том драматичном времени. Временного манёвра, думаю, требовал эффектный сценарный ход.

Сдвиг во времени произошёл для того, чтобы студент Лев Альперин в кино попросил лично Сталина (Алексей Колган) отправить его на войну. Это отчаянное обращение происходит во время технической пересъемки речи Сталина на Красной площади 7 ноября 1941г. Студенты ВГИК присутствуют на этом мероприятии. Генерал Власик передает сразу же заявление Льва в руки вождю. Понятно, что история со студентом - это выдумка. Но дотошному зрителю полезно бы знать, что данные пересъемки происходили в Георгиевском зале 27 ноября 1941г. Между прочим, ВГИК (студенты и преподаватели) к тому времени уже эвакуировался в Алма-Ату. В Москве оставались только досрочно выпущенные из альма-матер.

Окончивший досрочно ВГИК летом 1941г. Михаил Посельский (1918-2008) вспоминал: "Фронт приближался к Москве. С первых дней мы были бойцами противовоздушной обороны города. Даже такая малая причастность к защите Москвы, как дежурства на крыше студии, наполняло наше сердце гордостью,—мы участники этой обороны!"

Читая это, можно сделать вывод, что операторский факультет выпустил летом досрочно часть подлежащих призыву ребят (22 чел.), но они все сразу в армию не ушли. Некоторые оставались в Москве, работая по распределению ВГИК в московской студии кинохроники, где многие ранее и практиковались. Так, фронтовым кинооператором Михаил Посельский стал "только" в декабре 1941г.-январе 1942. Конкретно в группе Копалина его работа не фиксируется. Есть свидетельство оператора Московской студии кинохроники Кенана Кутуб-Заде (1906-1981), что он в 26.06.1941г. снимал в московском госпитале и с ним был Посельский. Так последний до фронта в Москве и находился. С другой стороны, напарник Посельского по московской студии кинохроники, досрочный выпускник ВГИК 1941г. Борис Соколов (1920-2019) в октябре 1941г. также эвакуировался в Алма-Ату, но вместе со студией, а не ВГИКом. На войну Соколов попал осенью 1944г.

Но вернемся в Георгиевский зал 1941 года. Аппарат на тех съемках 27 ноября действительно заело. Сценаристы картины "Первый Оскар" здесь опираются на воспоминания Марка Трояновского из книги "С веком наравне". Читаем их.

"Наконец, входит Сталин. Здоровается с каждым из нас. Подходит к трибуне построенной художниками (Мосфильма) и делает знак, что можно начинать. Включаем аппарат. Сталин начинает речь (перед съемкой фрагменты сталинской речи, которые предстояло заснять, предусмотрительно очень крупно были написаны на щите, поставленном позади киноаппарата, но Сталин жестом показал убрать его. ) Проходит несколько секунд и... приходится остановиться. Заел аппарат.

этот знаменитый кадр Сталина на параде 7 ноября снят позже.
этот знаменитый кадр Сталина на параде 7 ноября снят позже.

Сталин долго ждал, пока починят, ушёл, потом вернулся. Съемка началась и опять остановка! На сей раз запуталась плёнка. Положение малоприятное. Лёня Варламов попытался завести "светский" разговор. "Техника подводит" смущенно лепечет он. И чтобы переменить тему, начинает говорить.. о погоде. Какие морозы стоят в Москве! Нам на руку... Немцы мёрзнут!." "Нашим солдатам тоже холодно" последовал короткий ответ. Все замолчали. К счастью, возня с плёнкой закончилась. Сталин начал речь сначала. Съемка прошла нормально."

Продолжение см.

Материал включен в Подборку Военные фильмы (здесь). Смотрите обзоры по историческим фильмам в блоге Друг Истории

Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики.

Душин Олег, журнал №102 Друг Истории, анонсы публикаций можно видеть на Tелеграмм канале Друг Истории.