Среднее царство в Древнем Египте - это XI и XII династии, 21-28 вв. до н.э. (с периодизацией можно познакомиться здесь)
Это было сложное время для государства - постоянные смуты, перевороты, смены власти, феодальная раздробленность. Характерны также неограниченный деспотизм фараонов, роскошь и растраты господствующих классов и, конечно же, нечеловеческая эксплуатация всего населения страны, кто не родился с золотой ложкой в ... сами знаете где.
Были всякие перевороты и т.д., вследствие чего новой столицей государства стал город Фивы. В культуре также прошли изменения - появились сомнения и даже неверие в верность устройства общества и, что вообще неслыханно, - в существование и обязательность загробной жизни. При этом некоторые элементы заупокойного культа стали достойны не только фараонам и высшей знати, но и мелким чиновникам, что, конечно же, офигительно их возвеличивало.
Что по архитектуре?
Появился новый тип заупокойного храма. Наиболее яркий образчик - на картинке. Часть его была врублена в скалу. В целом весь план и постройка были необычными. Появились также пандусы, ведущие на террасы, а по бокам и по фасаду проходили портики. Колонны были четырехугольные и строгие, на них - имя фараона. Конечно, было много росписей и рельефов, статуй царя - тут все, как положено. В целом храм вышел тяжеловесный и "правильный", производил впечатление строгого и гармоничного целого.
Этот храм стал своего рода переходным сооружением между архитектурой Древнего и Нового царства в Древнем Египте.
Нельзя не отметить обелиски. Тут они набирают обороты и становятся полноценными архитектурными участниками Египетского канона. Например, обелиск Сенусерта I был 30м в высоту, а верхушка его была обита медными листами, и на солнце сиялаааа.
Никуда не делись и пирамидные комплексы с заупокойными храмами. Правда, они были уже не такими мощными, как великие пирамиды в Гизе, делались по иной технологии и конструкция до нашего времени не дожила.
Что по скульптуре?
Царские статуи оставались монументальными и статичными. Передавалась сила, мощь и непреклонная воля правителя. Тем не менее, художник Среднего царства стал воспроизводить черты лиц с новой детализацией - портретное сходство усиливалось. Мало того, используются игры света и тени, работают объемы: изображаются нависшие веки и носогубные складки, припухлости под глазами, поперечные морщины на лбу. А еще появляются изображения разных возрастов - фараон может быть как юношей, так и старцем, в зависимости от времени и цели скульптуры.
Мелкая пластика также меняется. Появляются более конкретные штрихи, мелкие детали. Пропорции несколько более стройные, а линии - мягкие. Раскраска остается декоративной, но становится более многоплановой, включая теперь орнаментальное оформление одежд. При этом канон никуда не девается: облик и движения персонажей остаются типичными, соблюдаются нормы обобщения фигур и типизации этнических черт в лицах.
Что по рельефам?
А вот рельефы отходят на второй план. Если в эпоху Древнего царства росписи лишь украшали рельефы, теперь все наоборот - рельефов очень мало, а росписи становятся во главу угла. Это, в первую очередь, связывают с тем, что известняковые скалы были слишком мягкими для рельефа, а роспись, к тому же, требовала меньших затрат времени и средств.
Сюжеты росписей оставались традиционными: фараон, охота и рыбалка, слуги и рабы, пастухи со стадами. Но появилось и новшество - сцены битв между номами заняли здесь прочное место из-за непрестанных смут в стране (ном - административная единица, что-то вроде области или региона).
Что важно, так то, что росписи стали по-настоящему живописными - конкур где-то становится тоньше, а где-то и вовсе не используется. Художник использует валёрность, мягкие тональные переходы, нюансные гармонии вместо контрастных. Краска наносится мягкими и отличающимися друг от друга по насыщенности мазками.
Ну что, тут все понятно? Двинем в Новое царство!