Насколько справедливо мы можем судить о литературных достижениях авторов на основе присужденных им премий? Есть ли смысл сравнивать книги по их наградам или же это просто разводка для несведущих читателей?
В последнее время у меня всё больше начинает складываться мнение, что литературные премии не так уж и объективны, а главное, многие из них уже давно не соответствуют вкусам читателей. В этой статье я предлагаю вместе разобраться, что же происходит с литературными премиями в современном мире и насколько они актуальны и справедливы.
Спойлер: ни на сколько...
«Страшно далеки они от народа»
На сегодняшний день литературные премии, к сожалению, часто напоминают кастовое общество, где все, от номинантов до членов жюри, сосредоточены в узком кругу самозванной элиты. И тут возникает вопрос: что же происходит с теми произведениями, которые действительно интересны, но так и остаются без внимания премий?
Часто случается, что книга, написанная «под заказ» для жюри, получает престижную премию, но ее никто не читает, потому что она просто неинтересна или не соответствует вкусам аудитории.
И наоборот, интересные и оригинальные произведения, которые пользуются спросом у читателей, остаются в стороне от литературных наград.
Возникает разрыв между тем, что выдается за выдающиеся произведения искусства, и тем, что на самом деле ценят и любят читатели.
Даже те читатели, которые относят себя к «Ылите» — и те ныне от «премиальных» книг всё чаще нос воротят.
Ку-ку-кумовство!
Еще одной проблемой современных литературных премий является то, что зачастую номинантов выбирают люди, заинтересованные в успехе определенных авторов. То есть, фактически, происходит выбор правильных людей, безотносительно к качеству их литературных произведений.
Как результат – лауреатами становятся те, кто вписывается в определенные рамки и соответствует интересам определенных лиц.
Это ситуация нередко приводит к тому, что талантливые авторы остаются без должного внимания и признания, исключительно потому, что они не принадлежат к определенной касте писателей или не являются чьими-то «подопечными».
Порой — в прямом смысле слова. Попрошу на «писательские кланы» в комментариях пальцем не тыкать — а то оскорбятся ещё, клеветой обзовуть...
Ну и куда же без политики?
Нельзя обойти и вопрос о том, насколько политические предпочтения влияют на выбор победителей литературных премий. Зачастую, даже при отсутствии кумовства и коррупции, выбор лауреатов происходит «по повесточке», а это означает, что премии могут быть использованы как инструмент политической или идеологической пропаганды.
Таким образом, некоторые произведения получают свою награду не столько за литературную ценность, сколько за политическую актуальность или за соответствие определенным идеям и убеждениям. А это, в свою очередь, ставит под сомнение объективность и справедливость присуждения литературных наград.
И не подумайте, что это только «у них». Здесь всё то же самое, но черное и белое поменяны местами. Разницы, впрочем, никакой.
Свое мнение — важнее премий
Итак, сегодня мы попытались разобраться в том, насколько актуальны и справедливы современные литературные премии. Мы убедились, что зачастую они не соответствуют вкусам и предпочтениям читателей, а также зависят от кумовства и политической ситуации.
Исходя из этого, стоит ли мыслить о литературных наградах как о верном показателе качества произведения? Возможно, пора пересмотреть систему присуждения литературных премий, чтобы сделать их более объективными и справедливыми.
Возможно, просто упразднить, заменив онлайн-голосованием: всё же, премии как таковые — пережиток доинтернетной эпохи, когда не каждый мог выразить своё мнение.
И, конечно, стоит помнить, что в конечном итоге решающее значение для нас, читателей, имеет не количество премий у автора, а то, насколько его произведения интересны и близки нам лично. Поэтому не стоит судить о книге только по ее наградам – лучше прочитать и составить свое собственное мнение.
А как поступаете вы?
Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)