Найти в Дзене
Эстетика бонсай

1910 год, Англия, Японо-Британская выставка, карликовые деревья

Оглавление

К 1910 году «карликовые деревья», термин «бонсай» в Европе тогда еще не распространился, были известны в Европе, в том числе в Великобритании. Парижская выставка 1878 года открыла их для интересующейся публики. Бонсай появлялись и на нескольких других Европейских выставках до этого времени. Бонсай как таковой был известен искушенной публике, он привозился из Японии и существовал в небольших частных европейских коллекциях.

Японо-Британская выставка 1910 года была единственной в своем роде, карликовые деревья на ней были представлены в огромном количестве. Но эта выставка имела свои особенности и значимость не только в бонсай.

Она успела стать единственной, на которой Япония заявляла себя в первую очередь Великобритании как развитая цивилизованная страна. Ей это удалось. Выставка была грандиозной. Она практически была «собрана» в Японии и перевезена в Лондон на военных кораблях, демонстрируя и этим жестом мощь маленькой восточной страны.

На выставке были представлены все министерства Японии, все регионы, национальности, культурные особенности. Президентом японского комитета по организации выставки был министр сельского хозяйства и торговли. Но нас будет интересовать внимание, которое было уделено японским садам, которые стали изюминкой выставки.

-2

Для строительства двух аутентичных японских садов - плоского «Сада мира» и «Плавучего сада» на возвышенности – камни, растения и конструкции (ворота, пагоды, мосты) также привозились из Японии. Вставка проходила с мая по октябрь 1910 года. Отгрузка материалов началась в октябре, а строительство садов – в декабре 1909 года.

-3

Демонстрация аутентичных японских садов на выставке 1910 года проявила интерес англичан к этой культуре. Некоторые сады, называемые «японскими», существовали и до 1910 года. Но новую волну их создания спровоцировала выставка. Существуют научные исследования на тему появления таких садов в Великобритании. Есть выявленные списки, существует классификация. Есть мнение, что не все из них можно было назвать «японскими». Есть, например, понятие «сувенирные» сады – сады, где в обстановке обычного сада хранились приобретенные во время поездок или в ходе коллекционирования вещи, относящиеся к японской культуре.

Но вернемся к бонсай.

"Деревья - пигмеи", выставленные компанией Yokohama Nursery Company 
Истоник: http://www.magiminiland.org/Days/DaysMayb.html
"Деревья - пигмеи", выставленные компанией Yokohama Nursery Company Истоник: http://www.magiminiland.org/Days/DaysMayb.html

В 1910 году на выставке демонстрировались карликовые деревья. Их предоставила знаменитая японская компания Yokohama Nursery Company. Было представлено около 2000 деревьев. Они впечатлили английскую публику. Но глядя на фотографию этой выставки, можно понять, что демонстрация их была скорее «коммерческой», для продажи, нежели для любования – все они были расположены на газоне, в формате питомника, а не на привычных сегодня постаментах, поднимающих деревья на уровень глаз. Деревья стройными рядами располагались вдоль аллеи сада.

-5

Однако некоторые деревья участвовали в конкурсной программе выставки. Бонсай из японского кипариса (Chamaecyparis), которому было на тот момент 125 лет, был награжден серебряным кубком как лучший образец карликового дерева.

Компания Yokohama Nursery Company за другие свои экспонаты была награждена двумя серебряными кубками от Королевского общества садоводства.

Японский кипарис (Chamaecyparis) 
Источник: http://www.magiminiland.org/Days/DaysMayb.html
Японский кипарис (Chamaecyparis) Источник: http://www.magiminiland.org/Days/DaysMayb.html

Интересен и другой экспонат выставки: модель сада, показанная муниципальными властями Токио. Посмотрите на разнообразие и правдоподобность выбранных для композиции деревьев.

Источник: https://repository.derby.ac.uk/download/7bfb85affa221386c56ff939720f8a4396ffcf7973519e6a5f268a83ce84333e/11436195/The%20Meiji%20Legacy%20-%20Complete%20Thesis%20by%20Luke%20Schoppler%204.2%20Copyright%20Corrected.pdf
Источник: https://repository.derby.ac.uk/download/7bfb85affa221386c56ff939720f8a4396ffcf7973519e6a5f268a83ce84333e/11436195/The%20Meiji%20Legacy%20-%20Complete%20Thesis%20by%20Luke%20Schoppler%204.2%20Copyright%20Corrected.pdf

Покровителем выставки была Королева Александра. Посетив территорию строительства садов в середине марта, что добавило выставке королевского престижа, она подняла моральный дух строителей.

Ее любовь к карликовым деревьям была давно известна. Это внимание запечатлено в ряде фотографий и художественных произведений.

Еще в 1908 году она приобрела одно из выставочных деревьев с другой выставки, о чем писала пресса.

Источник: https://www.bonsaikai.org.uk/recent-visits
Источник: https://www.bonsaikai.org.uk/recent-visits

Бонсай присутствовал в интерьере королевы.

Фрэнсис Си Фэйрман (1836-1923). Хару и Того: миниатюрные красно-белые японские спаниели, принадлежащие королеве Александре. 1910 г. Холст, масло.  
Источник: https://www.bonsaikai.org.uk/recent-visits
Фрэнсис Си Фэйрман (1836-1923). Хару и Того: миниатюрные красно-белые японские спаниели, принадлежащие королеве Александре. 1910 г. Холст, масло. Источник: https://www.bonsaikai.org.uk/recent-visits
Студия королевы Александры.  1912 г. 
Источник: https://www.bonsaikai.org.uk/recent-visits
Студия королевы Александры. 1912 г. Источник: https://www.bonsaikai.org.uk/recent-visits

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале:

«Эстетика бонсай» ВКонтакте