В Москве есть и были Волков, Бобров, Рыбный и Жеребцовский переулки, Воробьевы горы, Собачья площадка, Оленья роща и так далее. Однако непосредственно от названий животных происходят лишь некоторые из них, остальные же даны по «зоологическим» фамилиям домовладельцев, предки которых носили прозвища Волк, Воробей, Жеребец и пр. И древних топонимов среди них весьма мало. Что же, пройдемся по московской «зоологии» в алфавитном порядке; в перечень я включила и упраздненные названия.
Бобров переулок идет от Милютинского переулка до Мясницкой улицы. Назван он так в 1922 году, когда москвоведы вспомнили о «жившем здесь в XVI веке купце Василии Бобре». Василия же Бобра вместе с «братиею своею» Федором Вепрем да Юшкой Урвихвостом принято считать инициаторами возведения в 1514 году на Варварке каменной церкви Святой великомученицы Варвары.
Волков переулок. Начинается переулок от улицы Красная Пресня, проходит вдоль западного края Московского зоопарка и выходит на Зоологический переулок. Название он получил по домовладельцам конца XVIII столетия – братьям Александру и Юрию Абрамовичам (Авраамовичам) Волковым. Александр Абрамович Волков – офицер в отставке, поэт и переводчик, автор подробного исторического путеводителя «Альманах на 1826 год для приезжающих в Москву и для самих жителей московской столицы» и, возможно, работы «Московский Симонов Монастырь». Про Юрия Абрамовича я, увы, ничего не знаю. В первые послереволюционные годы Волков переулок сделали улицей Серафимовича, затем вернули прежнее имя. Интересно, что некогда в Москве существовали еще два Волковых переулка. Так, одно время Волковым был Гарднеровский переулок, идущий от Большого Демидовского переулка до Бауманской улицы: в документах 1818 года здесь зафиксированы владения генерал-майора Александра Александровича Волкова. Генерал-майор, а после и генерал-лейтенант в 1806-1816 годах был московским полицмейстером, в 1816-1821 – московским комендантом, а с 1826 – начальником 2-го Московского округа корпуса жандармов. А Кривоникольский переулок (в его названии сочетаются конфигурация переулка и близость церкви Николы Явленного), пролегающий от улицы Новый Арбат до Серебряного переулка, был Волковым до начала XIX века: как пишет Я.З. Рачинский в своем «Полном словаре названий московских улиц», в 1742 году в нем жил переводчик Коллегии иностранных дел Андрей Иванович Волков. Здесь я, правда, нахожусь в некотором недоумении. Помнится, Коллегия иностранных дел была образована при Петре I в 1718 году из Посольского приказа. Среди же переводчиков Посольского приказа с 1710-х-1718 годов значились Борис Иванович Волков (немецкий и французский языки), Григорий Иванович Волков (французский и итальянский языки), Петр Иванович Волков (немецкий и французский языки). Бориса Ивановича, скончавшегося в 1757 году, называют «переводчиком эпохи Петра Великого». Так что в «Полном словаре названий московских улиц» видится мне ошибка: либо Борис Иванович Волков назван Андреем Ивановичем Волковым, либо домовладелец Андрей Иванович Волков не был переводчиком Коллегии иностранных дел. Был еще Волковский 1-й проезд: в 1912 году его проложили по земле, приобретенной городом у торгового дома «Волков и сыновья». А в 1922 году этот проезд (сейчас он идет от 5-й улицы Ямского поля до улицы Нижняя Масловка) назвали Бумажным по складам бумаги для типографий. Современный Скарятинский переулок, идущий от Большой Поварской улицы до Малой Никитской улицы, с начала и до середины XIX века был Волчковским: по домовладениям тайного советника Данилы Гавриловича Волчкова. В начале 1950-х годов в Измайлове упразднили улицу Волчатники, название которой было связано с существовавшим здесь в XVII-XVIII веках волчьим двором, где держали волков, лисиц и медведей для тренировки царских молодых охотничьих собак.
Воробьевы горы и родственные им топонимы. Некогда супруга великого князя Московского Василия I княгиня Софья Витовтовна купила у потомков боярина из древнего рода Юрия Воробьева их родовую вотчину – село Воробьево, которое превратила в подгородную великокняжескую резиденцию. Высокий же правый берег в излучине Москвы-реки, где село располагалось, назывался Воробьевыми кручами или Воробьевыми горами. Я не буду подробно останавливаться на истории села и великокняжеской-царской резиденции, скажу лишь, что в 1922 году местность вошла в черту Москвы. Интересно, что в 1925 году на Воробьевых горах впервые в истории советского государства провели День птиц: юные натуралисты московской Центральной биостанции развешивали здесь скворечники. С 1935 года по 1999 год Воробьевы горы были Ленинскими – в честь Владимир Ильича Ленина. Сейчас у нас есть Воробьевская набережная (образовалась у подножия Воробьевых гор в 1911 году), 4-й Воробьевский проезд (спускается с Воробьевых гор от улицы Косыгина до Воробьевской набережной; домов про проезду нет, а раньше таких проездов было шесть), Воробьевское шоссе (получило название в XIX веке как ведущее в село Воробьево от Калужской заставы; сейчас большая часть исторического шоссе – это улица Косыгина). В начале 1960-х годов был упразднен Дроздов переулок (располагался межу Большой Марьинской улицей и улицей Годовикова), который с 1910-х годов и до 1922 года назывался Воробьевским – по ткацкой фабрике А.П. Воробьева. А переименование случилось в честь Дроздова – одного из организаторов Московского союза пекарей, участника революций 1905 и 1917 годов.
Воронин переулок, Воронинов переулок. В 1922 году Царский переулок, названный так в XIX веке по домовладениям купца-старообрядца Ивана Дмитриевича Царского, переименовали в Воронин: москвоведы вспомнили о другом местном домовладельце с менее идеологически чуждой фамилией – Александре Гавриловиче Воронине. Но уже в 1925 году переулок, пролегающий от Лесной улицы до улицы Бутырский вал стал Заставным по Тверской заставе. Воронов (Вороновский) переулок когда-то начинался в районе дома № 24 по современной 3-й улице Ямского поля и шел до 4-й улицы Ямского поля. Упразднили его в 1930-х годах при строительстве комплекса газеты «Правда». Назван же он был, скорее всего, по некоему домовладельцу Воронову. Современная улица Сергия Радонежского (идет от Андроньевской улицы до площади Рогожской Заставы) с начала XVIII века была Вороньей – по Вороньей слободе близлежащего Андроникова монастыря. Как и почему слобода стала именоваться Вороньей исследователи не установили.
Глухарев переулок, что идет от Большой Спасской улицы до Грохольского переулка, одно время именовался Глухаревским по домовладениям в 1810-х годах купца Гаврилы Глухарева. А в середине 1920-х годов стал Глухаревым.
Гусятников и Гуськов переулки. Идущий от Мясницкой улицы до Большого Харитоньевского переулка Гусятников переулок носит имя домовладельца, именитого гражданина Сергея Михайловича Гусятникова. Основателем весьма уважаемого в Москве XVIII века купеческого рода Гусятниковых был Сергей Захарович Гусятников (?-1713), входивший в московскую гостиную сотню. В XVII веке гусятником называли того, кто «ходит за гусями»; так что фамилия Гусятников могла произойти от этого рода занятий. До 1922 года Летниковская улица в Замоскворечье (названа в честь рабочего Ивана Летникова) именовалась Гусятниковской, так как здесь с XVIII века жили представители династии Гусятниковых. В начале XX века на карте Москвы появился 1-й Тверской-Ямской переулок, который раньше был Гуськовым – вероятно, по двору ямщика Василия Никитича Гуськова. Род Гуськовых нес ямскую службу на Тверском-Ямском тракте еще с петровских времен.
Ершовские переулки. В 1950-е годы во время реконструкции Зарядья упразднили Ершов или Ершовский переулок, шедший параллельно Варварке. С 1695 года здесь жил верховой псаломщик Тимофей Петрович Ершов, а затем и его сыновья – канцелярист Алексей Тимофеевич и копиист Дмитрий Тимофеевич. Современный Подъемный переулок, расположенный на территории Нижегородского района Москвы, тоже назывался Ершовским: в 1870-х годах здесь были дома братьев-ямщиков Никиты и Сергея Ершовых. Род Ершовых относился к старожилам Рогожской ямской слободы.
Жеребцовский переулок и Жеребцовский тупик. От Рязанское проезда до Басманного переулка идет Рязанский переулок. С начала XIX века и до 1955 года он был Жеребцовским – по домовладельцу, полковнику Гавриле Алексеевиче Жеребцову (1742-1816). Раньше переулок доходил до Каланчевской улицы; после прокладки железнодорожных путей один из его отрезком стали называть Жеребцовским тупиком, а в 1955 году упразднили.
Журавлев Верхний переулок, Журавлев Нижний переулок, площадь Журавлева. Переулки и площадь, расположенные в районе Соколиная Гора, известны с начала XIX века; название же получили в 1929 году в честь рабочего пуговичной фабрики Ивана Филипповича Журавлева, большевика и участника Гражданской войны.
Зверев мост, Зверев переулок, Зверинецкая улица. Садовнический переулок, идущий от Садовнической улицы до Садовнической набережной, с начала XIX века и до 1954 года именовался Зверевым – по домовладениям купчихи Татьяны Кузьминичны Зверевой. По переулку Зверевым стал и пешеходный мост через Водоотводный канал, построенный в 1930 году. Зверинецкая улица в районе Соколиная Гора когда-то была Алексеевской – в честь царя Алексея Михайловича. В 1922 году название сменили по зверинцу, устроенному при дворцовом селе Измайлово для охотничьих забав Алексея Михайловича же.
Зоологические улица, переулок, тупик названы в 1912 году по основанному здесь в 1864 году Московскому зоологическому парку.
Большой Козловский переулок, Малый Козловский переулок, Козье болото. От Мясницкой улицы до Большого Харитоньевского переулка идет Большой Козловский переулок. Известно, что с 1688 года в нем жил тяглец Огородной слободы Андрей Козел, а затем его сын – купец Федор Андреевич Козел. Поэтому переулок стал Козловым. В 1752 году соседний с владениями Козлов двор приобрел князь Иван Борисович Козловский и переулок стал Козловским. Потом названия менялись, пока со второй половины XIX века не закрепилось название Большой Козловский. Малый Козловский переулок когда-то был частью Козловского переулка; современное название получил одновременно с Большим Козловским. С XVI века территория между Тверской и Малой Никитской улицами, Большой Бронной и Садовой улицами называлась Козьим болотом: по московским преданиям здесь пасли коз. Потом, когда местные болотца осушили, а коз перестали пасти, появилось название Козиха. Именно по Козихе и названы Большой и Малый Козихинские переулки.
Конная площадь, Конный переулок. С конца XVIII века и до 1911 года в Замоскворечье, в районе современной Мытной улицы, существовал конный рынок. По нему и назвали Конной площадь, упраздненную и застроенную в конце 1930-х годов. В 1911 году конный рынок был перенесен из Замоскворечья в Калитники, его площадь получила название Новой Конной. В 1924 году за ней закрепилось название Новоконная (находится между Скотопрогонной и Средней Калитниковской улицами). Конный же переулок, идущий от Хавской улицы до улицы Шаболовка, получил название в 1912 году по открытом в 1834 году на Ходынском поле ипподрому.
Улица Коровий Вал, Коровинское шоссе. В документах 1775 года значится «площадка коровья, за Калужскими воротами, едучи на Шаболовку на лево, где рогатую скотину продают». Коровинское же шоссе названо по известной с 1584 года деревне Коровино («село Никольское, Коровий враг тож»), располагавшейся у впадения ручья Коровий враг в реку Лихоборку. Деревня вошла в состав Москвы в 1960 году. «Коровье» прошлое и у улицы Ленинская Слобода, что идет от Велозаводской улицы до Автозаводской. С 1543 года в ее окрестностях упоминается сельцо Коровничье «под монастырем» (Симоновым), а позже – Коровья Слобода. Потом слобода стала именоваться Симоновой, а после 1919 года – Ленинской. Одно время 2-я Бауманская улица была улицей Коровий Брод – по броду через Яузу, по которому в XVII-XVIII веках вели коров на скотопрогонный двор у Красных ворот.
Лебяжий переулок. Когда-то рядом с Кремлем находился Лебяжий двор, где разводили лебедей для царского стола. При строительстве петровских бастионов в 1707 году Лебяжий пруд на реке Неглинной спустили; строения же сгорели при пожаре 1737 года.
Медведково, Медвежий переулок. Считается, что этот исторический район на северо-востоке страны названием обязан князю Василию Федоровичу Пожарскому по прозвищу Медведь или, в просторечии, Медведок. Напомню, что князья Пожарские – ветвь князей Стародубских, происходивших от Ивана Всеволодовича, младшего сына великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. Со временем уделы Пожарских вошли в состав Московского княжества. После смерти бездетного князя Медведя-Медведка его вотчина между реками Яузой и Чермянкой досталась его двоюродному брату – Федору Ивановичу Пожарскому, что стал дедом национального героя России князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Так что село Медведково стало наследной вотчиной князя-героя. В XX село Медведково вошло в состав Москвы, появились Медведковские мосты, путепровод, шоссе. Интересно, что идущий от Тверской улицы до Малой Дмитровки Настасьинский переулок с середины XVIII века и до 1890 года назывался Медвежим – по комнатному сторожу Степану/Стефану Никитичу Медведю/Медведке и его соседу – комнатному подключнику царицы Прасковьи Федоровны (вдовы старшего брата Петра I царя Ивана V Алексеевича, матери императрицы Анны Иоанновны) Семену Никитичу Медведеву. А вот почему название Медвежий получил переулок, идущий от Скатертного переулка до Мерзляковского переулка – неизвестно. Одни москвоведы считают, что здесь жили медвежьи водильщики или медведчики при царском дворе, другие – что по аналогии с медвежьим углом, то есть с глухим и отдаленным местом. И хотя переулок присутствует на плане Москвы 1739 года, Медвежим он зафиксирован только в середине XIX века.
Оленья роща и родственные ей топонимы. В XVII-XVIII веках среди заповедных лесных угодий Преображенского дворцового приказа входила Оленья роща, с востока граничащая с Сокольничьей рощей. Роща получила название то ли от Оленьего ручья, то ли по царской охоте на оленей. По этой исторической местности со временем появились Олений проезд, Олений переулок, Олений Вал и пр.
Орловский переулок (от Самарской улицы до Трифоновской улицы). В начале XIX века был назван по домовладельцу, графу Владимиру Григорьевичу Орлову – младшему из знаменитых братьев Орловых, возведших на престол Екатерину II. Интересно, что в документах 1737-1945 годов, вероятно, этот переулок упоминается как бывшая Коровинская дорога.
Рыбниковский переулок, Рыбный переулок, Живорыбный проезд(переулок). Идущий от Сретенки до Костянского переулка Рыбниковский переулок до 1745 года фигурировал в документах как Рыбная улица. Возможно, название он получил по рыбным рядам, а уже потом – по фамилии Рыбников кого-либо из местных жителей. Напомню: согласно русской ономастической модели Рыбников – сын человека по прозвищу Рыбник. В «Словаре русского языка XI-XVII веков» слово рыбник имеет следующие значения: тот, кто занимается ловлей рыбы или торгует рыбой; тот, кто занимается солением или копчением рыбы; смотритель великокняжеских/царских казенных рыбных ловель, сборщик податей с ловцов рыбы; пирог с рыбой. Так, до конца XIX века современный Холодильный переулок (от улицы Даниловский вал до Автозаводской улицы) назывался Тупым Рыбниковским переулком по домовладельцк Павлу Ивановичу Рыбникову. Близлежащий же 1-й Тульский переулок был Малым Рыбниковским. Переулок же Рыбный, идущий от Ильинки до Варварки, получил название в начале XIX века по располагавшейся здесь рыбной торговле Гостиного двора. А в источниках 1629 года упоминается ряд у стены Китай-города, где торговали живой (свежей) рыбой. Постепенно Живорыбный проезд превратился в переулок, который снесли в 1938 году во время строительства Большого Москворецкого моста.
Сверчков переулок. Московский гость (богатый купец, занимавшийся иностранной и крупной оптовой торговлей) Иван Матвеевич Сверчков выстроил в последней четверти XVII века роскошные палаты и знаменитую великолепную церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Церковь, в подклете которой со временем упокоились Иван Матвеевич, его сын и внук, была снесена в 1936 году, а палаты в 1922 году дали имя Сверчкову переулку.
Свиньинский переулок. С середины XIX века и до 1929 года современный Певческий переулок, идущий от Подколокольного переулка до Солянки, назывался Свиньинским – по домовладельцам. С 1753 года здесь поселился Петр Сергеевич Свиньин – генерал-поручик, действительный статский советник, сенатор. Елизавета Петровна Янькова (1768-1861) рассказывала: «В Москве было одно очень богатое и в свое время известное семейство Свиньиных. Люди очень богатые и пренадменные... Дочери сенатора Свиньина весьма стеснялись своей фамилии и просили священника предупреждать их, когда в церкви будут читать место Евангелия про то, как Спаситель вогнал бесов в свиное стадо; в такие дни они в церковь не ездили». Историк же Евгений Петрович Карнович писал в своей работе «Родовые прозвания в России» (1884 год) про предка Петра Сергеевича Свиньина вот что. «Так, например, существует старинный дворянский род Свиньиных. Здесь неблагозвучное коренное слово употреблено не в общепринятом, а, так сказать, в военно-техническом смысле. Предок этого рода действительно назывался Свинья, но без всякого уподобления его личности животному. Дело в том, что в числе воевод великого князя Московского Василия Темного был один, который в бою построил рать в таком порядке, в каком становятся свиньи, защищаясь от производимых на них в лесах нападений. Он одержал победу и это доставило ему, в награду за военную доблесть, прозвание Свиньи». Напомню: историки Карамзин и Соловьев считали «свинью» древнерусским термином, обозначающим атакующее боевое построение войска тевтонских рыцарей в виде тупоконечного клина. Термин дважды встречается в Новгородской летописи старшего извода при описании действий рыцарей в Ледовом побоище и в Раковорской битве.
Скотопрогонная улица расположена между Нижегородской и Малой Калитниковской улицами. По ней гнали скот на городские бойни, выстроенные в конце XIX века.
Собачья площадка, Собачий переулок. В 1952 году была образована Композиторская улица, ведущая от Большого Николопесковского переулка к Новинскому бульвару. В нее, в числе прочих, вошли Собачья площадка – площадь при слиянии Собачьего, Большого и Малого Николопесковских, Дурновского, Кречетниковского и Борисоглебского переулков, а также Собачий переулок, шедший от Собачьей площадки к Серебряному переулку. Нет единого мнения, откуда в топонимах этой местности взялись собаки: то ли по древним царских псарням, то ли по охотничьему рынку XIX века.
Соболев переулок. До 1907 года Большой Головин переулок (от Трубной улицы до Сретенки) был Соболевым. Название зафиксировано в документах 1702 года и, возможно, связано со двором некоего Микифорки Соболева, расположенного здесь в 1638 году. В начале же XIX века здесь были владения купца Василия Семеновича Соболева.
Тараканов переулок. В свое время 1-й Спасоналивковский переулок (от Большой Полянки до Большой Якиманки) назвался Таракановым по домовладельцу с 1718 года генерал-аншефу Алексею Ивановичу Тараканову, который начал военную службу с первого похода Петра I на Нарву в 1700 году.