В угаритской традиции жена Йево - Анат. Анат - богиня войны и охоты, в финикийских мифах она борется с богом водной стихии Йаммом, чьим спутником являлся библейский Левиафан/Латану. Анат также сестра и одновременно возлюбленная Баала. Баал - в переводе господин, это больше хвалебный эпитет, чем имя конкретного бога. Баал который почитался в Сирии и Палестине - богатырь (Алийанну) борящийся с Йаммом и богом смерти Муту (встречается в ветхом завете под именем Смерть, он описываются как огромная пасть от земли до неба), затмивший творца творения Илу, сын бога-подателя пищи Дагона, умирающий и воскресающий бог по типу Осириса. Он также изображался и как быка, так и как могучий громовержец верхом на облаке, вооруженный волшебными палицами (ваджры?).
Баал, по крайней мере один из богов называемых так, жил на горе Цафон, что в переводе на иврит означает Север. В этом значение Цафон несколько раз упоминается в Библии, в том числе во фрагменте где царю Вавилонии приписываются слова - А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
Муту как смерть неоднократно упоминается в Библии, в том числе в таких контекстах: «Помилуй меня, Яхве,… возносящий меня от врат Мота», «Дом её — дороги к Шеол, нисходящие к покоям Мота», «Нисходил ли ты в источники моря и ходил ли в глубинах бездны? Были ли тебе показаны врата Мота?», «Силки Мота объяли меня…и сети Мота опутали меня. В беде моей я призвал Яхве, и к богу моему воззвал». Пророк Исайя обличая царя Иудейского, обвиняет его в том, что тот заключил завет со Смертью/Мотом, дабы не дошёл до него карающий бич Бога. Имя иудейского ада - Шеол, возможно связано с именем жены Муту - Шувалу. Более известен миф о том, как Илу снес голову своей дочери Шеол и та стала правительницей подземного царства.
Муту - враг Баала, а Баал, как бог гроз и животворящей влаги является аналогом Яхве. Через это существует ряд предположений о влиянии мифа об убийстве Баала Мотом на еврейский Песах. Якобы ягненок съедается как образ съеденного Яхве, а кости агнцу нельзя ломать. дабы не затруднить ему возрождение. В иудейском Шеоле обитают известные и аккадским обывателям духи шедим/шеду. Муту в представлении финикийцев гораздо старше Эла, бог смерти родился из первоначального духа. Муту - болотная гниль, глина, он материал всего сущего. Скорее всего Муту был богом переходного состояния - из небытия в бытие. и из жизни в смерть. Также дух - это дыхание бога. То есть согласно представлениям финикийцев мир возник из действия ветра на воду, откуда методом, видимо, какого то почти по древнегреческой философии, сгущения родилась тина и одновременно смерть. Становится яснее почему Муту любимое творение Эля - он первенец.
Яхве не всегда почитался как единый бог. В археологических памятниках древней Иудеи можно найти такие различные его упоминания как Яхве Самарийский и его Ашера и Яхве Тиманский и его Ашера - совсем как разные культы Аполлона, Зевса или Афродиты/Астарты в древней Греции. В святилищах Яхве находят священные столбы - Ашеры, посвященные одноименной богине плодородия, супруги ханаанского Эля, чей образ и имя вобрал в себя Яхве. Такие столпы стояли и в первом Иерусалимском храме со времен Манассии - пока царь Иосия не срубил их. Этот грех Манассии пророки называли основной причиной вавилонской кары на Иерусалим.
В книге пророка Иеремии Ашера возможно подразумевается под титулом царица небесная, богиня неба: "Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня", "И сказал Иеремия всему народу и всем женам: слушайте слово Господне, все Иудеи, которые в земле Египетской так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вы и жены ваши, что устами своими говорили, то и руками своими делали; вы говорите: «станем выполнять обеты наши, какие мы обещали, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияние», — твердо держитесь обетов ваших и в точности исполняйте обеты ваши". Ашера/Астарта это дева и одновременно мать, чему совершенно не стоит удивляться. На ближнем востоке такие взаимоисключающие вещи лишь признак божественного.
Продолжение далее