Продолжаем публиковать конспекты с курса по фуд-блогингу, который Дзен запустил в Институте гастрономии СФУ. Целый месяца шефы, эксперты и сотрудники Дзена проводят в Красноярске лекции и мастер-классы для студентов. Очередным приглашенным гостем стала Реджина Мир — дипломированный ресторанный обозреватель, критик, член жюри гастрономических фестивалей. Уже 9 лет она ведет блоги c обзорами отелей, кафе и ресторанов всего мира. На встрече Реджина рассказала о своем методе качественной и вкусной фотографии.
Каким бы красивым не было блюдо, оно будет хорошо смотреться на фото только при правильном свете
Когда я готовлюсь делать ресторанный обзор, первое, что я уточняю, — наличие дневного света. Наш глаз так устроен, что объективнее всего предметы воспринимаются при дневном свете. Поэтому и фотографии выглядят более натурально, а не студийно. Кажется, что их сделали случайно — это вызывает доверие интернет-аудитории. Лучше всего снимать еду при утреннем свете и послеобеденном, а вечернего света уже может быть недостаточно.
Старайтесь избегать прямых солнечных лучей
При облачной погоде свет идеальный — он мягкий и рассеянный. Чтобы прикрыть прямые лучи и рассеять свет, можно использовать любой большой предмет — например, лист бумаги или пакет.
Слишком яркий свет создает засвеченные пятна. Белая тарелка на фото будет слишком белой — эта белизна перетянет на себя внимание, а блюдо на ней будет «парить в воздухе» или выглядеть так, будто его вставили в фотошопе.
Блики лучше смотрятся не на тарелке, а на глазури или соусе — именно такой блеск дает ощущение вкуса на фотографии.
Когда естественного света нет и приходится снимать в условиях искусственной освещенности
Используя дополнительный свет, вы рискуете, что все белое на фотографии может быть засвечено: тарелки, скатерть, детали блюда. Подсвечивайте еду со стороны камеры или чуть-чуть сбоку либо сверху. Не снимайте еду против света, иначе фон будет засвечен, и старайтесь не закрывать блюдо своей тенью.
Выберите световое оборудование, которое будет удобным и долговечным
Чаще всего фуд-блогеры используют кольцевые лампы или лампы визажиста. Они большие, их нужно подключать к аккумуляторам, и они быстро выходят из строя, так как обычно они не лучшего качества.
Из моего десятилетнего опыта самые удобная и надежная — светодиодная лампа Vijim. Это тот свет, который я ношу с собой в сумке или рюкзаке. У него встроенный аккумулятор, которого хватает на несколько часов, и он переносит удары.
Еще я использую жезл Luxceo — это гаджет достаточно большой, где-то 50 сантиметров, поэтому его уже не положишь в сумочку. Он дорогой, и его стоит купить, когда вы уже станете искушенным фотографом и вам будет не хватать компактного света.
На что снимать: телефон или камера
Современные смартфоны имеют камеры с высоким разрешением, мощные процессоры, функции автоматической обработку изображения. Но все же они не могут выдать такой результат, как профессиональная камера. У нее множество преимуществ: от скорости затвора до сменных объективов для разных типов съемки. Но камеры дороже того же iPhone в несколько раз. Для съемки я использую Sony Alpha A7 IV с объективами для макро-, портретной и широкоугольной съемки. Такой комплект стоит около 400 тысяч рублей. Конечно, на начальном этапе это неразумное вложение — начинающим блогерам достаточно телефона.
Я сама снимаю на профессиональную камеру, а муж — на телефон. Мы специально делаем кадры с одного ракурса, с одной освещенностью, чтобы потом сравнить результат. Разница есть: на профессиональную камеру фотографии более естественны по цвету, а некоторые части красиво разблюрены. Но в целом это не такие большие отличия. А если у вас есть портретная функция, то она тоже неплохо размывает фон.
Удачное размещение предметов в кадре зависит от ракурса
Учитывайте форму, размер и другие особенности блюда, чтобы выбрать самый выгодный угол его съемки. Когда угол выбран, уже можно расставлять другие предметы на столе.
Три базовых ракурса:
⬇️ Сверху (или Flatlay) — подходит для таких блюд, как пицца, суп, салат, боул, и позволяет показать красивую посуду или сервировку. Но учтите, что блюдо с такого ракурса выглядит плоским. Следите, чтобы при съемке сверху вы не загораживали источник света и от вас и вашего телефона не было тени. Также важно расположить камеру точно над тарелкой, чтобы не исказить формы.
➡️ Сбоку — используется в случаях, когда мы хотим показать высоту блюда или начинку. Нет более выгодного ракурса для бургера, если вы хотите показать его сочность — особенно если снимать на макрорежим. Так вы показываете блюдо с того ракурса, с которого его видит едок.
↩️ Под углом — снимаем, чтобы отразить объем или высоту блюда, но при этом показать его сверху. Так стоит фотографировать блюда, которые не хочется показать плоскими, но при этом важно продемонстрировать все составные ингредиенты.
Хороший фон — один из главных элементов снимка
На хорошей фуд-фотографии нет никаких отвлекающих факторов на заднем фоне. Если вы фотографируете сложное блюдо, лучше выбрать простой минималистичный фон: однотонный или нейтральный. В случае с простой едой вы можете добавить красивую скатерть или салфетку.
Если вы фотографируете еду в домашних условиях, не обязательно иметь специальный фон. Используйте доступные предметы: подносы, столешницы, скатерти. Можно даже расставить еду на полу, используя керамическую плитку или ламинат. А вообще деревянная разделочная доска — это универсальный вариант, который подойдет практически для любого блюда.