Во время второй мировой войны императорская армия Японии действовала активно и наступательно, не боясь меньшими силами атаковать превосходящего врага – пример взятие Сингапура и Филиппин. На этом фоне выделяется порой странная нерешительность императорского флота Японии, который накануне войны представлял, как казалось, идеальную боевую машину. Это касается отдельных эпизодов, которые тем не мене оказали большое, можно сказать определяющее влияние на ход войны на Тихом океане.
Императорский флот - идеальная боевая машина ?
Итак, промахи императорского флота Японии, своего рода Kerzhakov (англ.) – это когда попасть в ворота легче, чем не попасть, но упс... , и причем здесь адмирал Того, в предлагаемой статье.
1. Бой у острова Саво.
Ранним утром 7 августа 1942 года 1-й дивизия морпехов США высадилась на острове Гаудалканал, где корейский стройбат под управлением японцев как раз заканчивал строительство аэродрома. Вечером 8 августа адмирал Флетчер прикрывающий высадку, ушел со своими авианосцами для пополнения запасов топлива. Прикрывать разгрузку 23 транспортов осталось американо-австралийское соединение из 6 тяжёлых, 2 лёгких крейсеров и 6 эсминцев под общим командованием британского контр-адмирала Кратчли.
Японцы проморгали подготовку к высадке, но на саму высадку среагировали молниеносно. Из Рабаула в тот же день был отправлен отряд контр-адмирала Гунъити Микавы в составе 5 тяжелых, двух легких крейсеров и 1 эсминца.
Американцы прибывали в состоянии эйфории после победы у Мидуэя и поэтому не ожидали быстрого прибытия серьезных сил японцев. Для защиты транспортов, американский отряд кораблей был разделен на три группы.
Так как бой происходил ночью, японцам удалось добиться практически полной тактической внезапности и полностью разгромить две группы американских кораблей, "южную" и "северную". Погибло 4 из 5 участвовавших в бою тяжелых крейсеров американцев. Японцы во время ночного боя потерь в кораблях не имели.
Но самое интересное началось после разгрома американцев. Японский адмирал после короткого совещания приказал отступать, а ведь до американских недоразгруженных транспортов оставалось каких-то 15-20 миль. Аналогия: стая волков загрызла собак-охранников, а на отару овец нападать не стала, мы мол устали и охотники могут подойти с рассветом. Или истребители уничтожили истребительное прикрытие, но бомберов не тронули и сославшись на неполный боекомплект повернули назад. Конечно, японский адмирал находился в трудном положении, потрачена значительная часть БК, торпедные аппараты нужно перезарядить и до утра нужно уйти от американской палубной авиации (Микава не знал, что американские авианосцы фактически бросили десант и ушли).
Остальное известно, в почти полугодовой мясорубке на острове Гаудалканал японцы потеряли 24600 человек из числа сухопутных сил, 2 линейных корабля, легкий авианосец, 3 тяжелых и два легких крейсера, 12 эсминцев, 4 подводные лодки и 23 транспорта. Американцы потеряли 6696 убитыми и ранеными, 2 тяжелых авианосца, 6 тяжелых и 2 легких крейсера, 15 эсминцев.
Кто хочет подробностей о бое у острова Саво, может прочитать их, например, на сайте "Военное обозрение" .
Переход на статью с сайта. "Военное обозрение"
2. Бой у Командорских островов 26 марта 1943 года.
Для отвлечения американских сил от Мидуэя японцы в июне 1942 захватили алеутские острова Атту и Кыска, которые являлись территорией США. После Мидуэя американцы решили вернуть захваченное и начали с нападений на японские коммуникации, лишая гарнизоны островов снабжения. В ходе одной из таких «конвойных битв» и произошло столкновение противоборствующих сил. Отряд японского вице-адмирала Хосогая в составе тяжелых крейсеров «Нати» (флагман), «Майя», легких «Тама», «Абукума» и 4 эсминцев конвоировал 3 транспорта со снабжением на остров Атту.
На рассвете 26 марта 1943 года оперативная группа американского контр-адмирала Макморриса составе старого легкого крейсера «Ричмонд» (флагман), тяжелого «Солт Лейк Сити» и 4 эсминцев неожиданно нагнала японцев адмирала Хосогая.
Японцы имели почти двукратное преимущество в артиллерии - двадцать 203-мм и двенадцать 140-мм орудий против десяти 203-мм и семи 152-мм орудий в бортовом залпе и были на 2-3 узла быстроходнее. После почти трехчасовой перестрелки на расстоянии 90-100 каб. с невнятным результатом, в топливо американского крейсера «Солт Лейк Сити» попала морская вода, видимо вследствие единственной подводной пробоины от японского снаряда. В результате все форсунки в котлах крейсера вышли из строя и корабль остался без хода и энергии. Слева на расстоянии 95 каб. быстро приближались, не прекращая стрельбы тяжелые японские крейсера, с другого борта подходили легкие крейсера, а японские эсминцы выходили в позицию решающего торпедного залпа.
В этот критический момент американские эсминцы вышли в торпедную атаку на «Нати» и «Майя» с дистанции 85 кабельтовых. Но не успели они подойти на дальность торпедного залпа, как японские корабли стали поворачивать на запад и вместе с транспортами вернулись на базу, не добравшись до Атту.
Уже традиционно японцы списали все на опасность воздушных атак, недостаток снарядов и топлива.
3. Сражение в заливе Лейте
Последнее крупное сражение японского императорского флота. Полностью описывать сражение не буду, кратко остановлюсь на действиях адмирала Куриты.
Пользуясь ошибками американцев, соединение вице-адмирала Куриты в составе 4 линкоров (в том числе «Ямато»), 6 тяжелых и дух легких крейсеров, 11 эсминцев вышло в район зоны высадки в заливе Лейте.
Японцам противостояло 10 эскортных авианосцев с примерно 100 бомбардировщиками без бронебойных бомб и практически без торпед, около 170 истребителей, 14 эсминцев и миноносцев.
Не выдержав решительных действий американцев, под непрерывными атаками самолетов и эсминцев, Курита не дошел до зоны высадки и повернул назад.
Это не все подобные эпизоды в действиях японского флота. Можно вспомнить и незавершенную атаку на Перл-Харбор и второе сражение у острова Саво, когда японцы после ночного боя не решились обстрелять аэродром на острове, в результате потеряли свой первый линкор.
Причина всех этих поступков японцев, по-моему кроется в русско-японской войне, на истории которой воспитывались все адмиралы японского флота. В отличие от англичан, которые выросли на фразе "у короля много", японские адмиралы знали, что "у микадо мало". И еще они помнили, что их гуру, адмирал Того не потерял ни одного корабля, кроме миноносцев, во время сражений. Поэтому в сложной и неопределенной обстановке, в решающий момент у них за спиной появлялась тень адмирала Того (фигурально конечно), с вопросом, а чем будешь сражаться в решающей битве (Цусиме), сынок? И японские адмиралы не выдерживали и не решались идти на риск, а спасали свои корабли.
Для атмосферы
Для контраста синдром английского флота - "Топи их всех"
Пишите комменты, ставьте лайки, читайте статьи на канале История. Другой взглядъ.