Виктор Константинович Дмитриевский (1923-2006) – художник, может быть, в видении мира близкий Борису Неменскому. Так вышло, что главная тематика его картин – война, Дмитриевский знал ее изнутри. По окончании Московской художественной школы в 1942 году его призвали в армию, он попал на фронт и, по окончании инженерного училища, был переведён в студию им. М.Б. Грекова. В 1944 году, вместе с группой военных художников, оказался на Белорусском фронте.
Именно фронтовые впечатления, наблюдения, встречи с бойцами легли в основу многих его картин. В первую очередь Дмитриевский известен как автор крупных военных работ (в соавторстве с другими художниками) - панорамы «Сталинградская битва» (1980—1982) и диорамы «Форсирование Днепра в районе Кременчуга» для Музея Победы, «Переправы танков», «Рождение Красной армии».
Но ближе всех, как нам думается, художнику оказался лирический, богатый оттенками мир природы и мир внутренних переживаний солдата.
Вот как он рассказывает о появлении картины «На привале», написанной уже после Победы:
«Сюжет этой картины у меня родился ещё на фронте. Я носил его в своем сердце много лет. Не раз наблюдал, как после боя или тяжёлого перехода солдаты, уставшие до предела, положив головы на скатки шинелей, вдруг запевали песни о родном крае, о боях и походах, о любимой девушке — и проходила усталость, веселели бойцы.
После войны, во время творческой командировки в войска, встретился мне один интересный человек — рядовой Евгений Кузин. Он оказался не только отличником боевой и политической подготовки, а ещё и поэтом.
Как-то прочёл он свое стихотворение. Мне оно понравилось искренностью, непосредственностью чувств. Я и сейчас храню его в своей мастерской вместе с этюдами, сделанными тогда же. Вот эти стихи:
«В гимнастёрках, обелённых солнцем,
Мы сидим, затаив дыханье.
Песня тихая нежно льётся,
Как живое ручья журчанье...
И светлеют суровые лица.
И теплее становится взгляд.
Будто щедрого солнца частица
Озарила сердца солдат...»
Виктор Дмитриевский был очень наблюдательным человеком, которого интересовало, что чувствовали люди и во время боев, и в перерывах между ними, и после Победы, когда нужно было привыкать к жизни без войны. И в то же время разве память о ней отпустит?