Существуют люди, которые любят фотографировать поезда так же, как ваш батя - ходить на рыбалку. Да и явления эти по существу очень похожи: едешь куда-то далеко, сидишь целый день, а домой привозишь то, что можно в первом случае просто купить в ближайшем магазине, а во втором - то, что можно скачать в интернете. Но тут ведь важен не результат, а сам процесс - верно, товарищи рыбаки? Правда, если к рыбакам у не-рыбаков вопросов нет, то любители пофоткать поезда почему-то иногда вызывают у прохожих подозрение. Граждане, а с какой это целью вы электричку фотографиуете? А разрешение есть? А пройдёмте-ка!
Именно так с нами и случилось в 2010 году, когда мы в первый раз побывали на станции Рузаевка, тогда являвшейся пристанищем наших любимых кругломордых электричек ЭР2. Правда, половину дня мы потратили не на осмотр советского железнодорожного наследия, а на общение с милицией, о чём, впрочем, вам лучше прочитать в отдельной статье (ссылка тут и в конце публикации).
Вообще-то, фотографировать поезда никто никому не запрещает, просто нужно соблюдать правила техники безопасности, а также правила приличия. Но Рузаевка - это вам не Подмосковье, где на каждом шагу вдоль путей есть дачи и... Мало ли, какой дачник или простой пешеход идёт рядом с путями. Рузаевка - это край болот, где жильё далеко от железной дороги, так что люди на путях могут вызвать подозрения у локомотивных бригад, а те, в свобю очередь, сообщают о посторонних диспетчеру, который вызывает милицию - она пускай и разбирается.
Пользуясь опытом 2010 года, в 2012-м мы заблаговременно оформили себе разрешение на съёмку, которое должно работать вот так: идёшь с ним к поездному диспетчеру и заявляешь о себе. Диспетчер видит, что твое нахождение вблизи путей согласовано руководством, что ты не фиг пойми кто и что вызывать к тебе наряд не нужно. После этого ты идёшь на перегон и делаешь кучу фотографий. По идее, локомотивные бригады через свои каналы тоже должны получать предупреждения, похожие на те, которые оповещают их о путевых работах, но делается ли это на практике - неизвестно.
Итак, в Рузаевку мы приехали вчетвером: я, Денис, Гоша и Толя. На часах 6.30 утра, на календаре - июнь расчудесного 2012 года, а мы идём с нашей волшебной бумажкой к начальнику вокзала. «Разрешение у вас есть, можете идти снимать» - сказали нам, и мы, словно голодные дикари, набросились на вкусные кругломордые электрички, расставленные в разных уголках станции. Ого! Синяя кругляшка 987 у депо! Снимаем! Рядом с ней - тоже кругляшка 1018, но в мерзком корпоративном окрасе, ещё и без оранжевых полос и без знака Рижского завода RVR... Фу, ну и уродина. Снимаем!
Квадратная ЭР2, да ещё и в корпоративном окрасе, в 2012 году совсем не казалась чем-то интересным, что нас, конечно же, не остановило. Ого, с неё не содрали шильдик Рижского завода! Снимаем! М-да, без оранжевых полосочек электрички смотрятся совершенно безлико.
Мы купили билеты до соседней станции Голицино и сели в ЭР2-1039, которую на тот момент не успели изуродовать новой ливреей, а спустя пару месяцев я возвращался через Рузаевку из Уфы и видел её возле депо в процессе "корпоративизации".
Поехать подальше от станции в красивое место? Ну вот ещё! Ведь электрички уезжают на разные ветки! Всё просто: уедешь далеко - снимешь меньше. А нам нужно много поездов, и особенно - круглых электричек! Поэтому мы ограничились соседней станцией Голицино, после которой ветки расходятся на Саранск и на Инзу. Денис с Гошей остались на главном ходу Москва - Инза, мы же с Толяном решили углубиться в Саранскую ветку и прошли пешком к платформе 8 километр, рядом с которой засняли пригородный поезд на Ужовку с тепловозом 2ТЭ10У. Из Ужовки тогда был пригород дальше, на Арзамас, а сейчас оба пригорода не ходят. РЖД ведь "своих не бросают" только на плакатах, а на деле - люди сидят без пассажирского сообщения там, где проложены пути.
Чуть позже со стороны Саранска на Рузаевку проехала система ЧС2К. Не слишком интересно в 2012 году, когда можно было поймать "классический" ЧС2, зато в 2023-м, когда нет ни "класики", ни ЧС2К, фотография воспринимается уже с большим удовольствием.
Не менее интересен был и тепловоз ТЭМ2-2126 1970 года постройки с редкой "двухфарной" мордой. В 2012 году их водилось очень много на Куйбышевской дороге, и, в частности, на станции Рузаевка, что было необычно для нас, москвичей, привыкших видеть в роли маневровых чехословацкие ЧМЭ3. К 2020 году все они были заменены современными, а потому весьма скучными ТЭМ18ДМ в корпоративных цветах РЖД.
Далее мы с Толяном вернулись на основной ход по заросшему съезду Инза - Саранск, который, судя по накату, не был заброшенным. Сфотографировать на нём грузовой поезд было бы диковиной, но, к сожалению, ничего не поехало.
Вернувшись на основной ход, мы нашли Дениса с Гошей и вчетвером продолжили фотографировать всё подряд, не стесняясь - разрешение-то на что? Ловили мы поезда, идущие "по солнцу" из Рузаевки в сторону Инзы. Из интересного - два международных поезда из Москвы сообщением на Душанбе и на Ташкент - оба состава имеют окраски своих железных дорог и выглядят симпатично на фоне красно-серых российских вагонов. С наступлением ковида все международные поезда были отменены, а по состоянию на 2023 год они восстановлены, но почему-то теперь едут только до Волгограда, а не до Москвы.
Правда, фотографии вовсе не из тех, которыми сегодня я бы похвастался: сделаны они из какой-то канавы, локомотив заслоняют ветки, и полностью отсутствует какой-либо пейзаж - типичное фото "для базы данных". Таким же образом были сфотографированы и несколько грузовых поездов - один с локомотивом ВЛ10, другой - с ВЛ10К, обе модели сейчас превратились в вымирающий вид.
В сторону Рузаевки проследовала недавно перекрашенная кругленькая ЭР2К-941... Насколько она ужасно выглядит без оранжевых "улыбчивых" полосочек! А впрочем, сейчас в Рузаевке и таких кругляшек не осталось. И - да, предвещая "гениальные комментарии", сразу скажу - мне не только ехать, мне и шашечки подавай!
Незадолго до электрички сообщением Саранск - Рузаевка мы вернулись на на ветку Голицино - Новые Полянки. Сперва был пойман товарняк с электровозом ВЛ10УК-108, работающим в три секции. Зелёный локомотив в зелёной траве выглядит прекрасно - вы согласны?
А с электричкой не повезло: её успели изуродовать корпоративной окраской, да вдобавок ещё и облако закрыло солнечный свет. В результате - унылая фотография.
Закончив в этом месте, мы вдвоём пошли пешком в сторону Рузаевки. Поскольку было письменное разрешение, мы ни в чём себе не отказывали и снимали вообще всё, что видели. О! ВЛ10У! Снимаем. ВЛ10К... Снимаем! Ещё один... Ну ладно, снимаем. Опять товарняк? Ну нет, надоело... Когда мимо проезжал шестой подряд грузовой поезд, я даже не стал доставать фотоаппарат, хотя на каждый локомотив поглядывал издалека - вдруг круглофарый ВЛ10 появится? (что это за ВЛ10 такой - рассказ по ссылке в конце).
В 2012 году локомотивов в корпоративных цветах нам попалось всего две штучки, но уже тогда они не вызывали тёплых чувств. Зато на Куйбышевской дороге с некоторых машин хотя бы не сдирали звёзды и другие заводские значки.
Дойдя до платформы Заводской, мы сели отдохнуть, и в это время сверху на насыпи прошёл пассажирский в сторону Пензы.
В кустах мы нашли лестницу, по которой поднялись на перегон Голицино - Медведовка (ветка в сторону Пензы). Вдалеке в сторону Рузаевки свернула электричка из Пензы - голубенькая красотка ЭР2К-670. Денис и Гоша, которые успели дойти до места схождения путей, успешно её сняли, а мы с Толяном лишь завистливо облизнулись.
Через некоторое время со стороны Голицино появился второй пассажирский поезд на Пензу, ведомый "сплоткой" электровозов ЧС2К. Я остался доволен фотографией - она такая солнечная, а локомотивы такие красивые в сине-белой окраске Ярославского завода! Правда, поезд почему-то встал на перегоне и нам пришлось возвращатсья к лестнице через заросли кустов и полевых трав...
Кое-как мы пробрались к лестнице и спустились на перегон Рузаевка - Голицино, где успели снять нужную нам электричку и мимолётный товарняк с динозавром ВЛ10. Электричкой оказалась старая знакомая ЭР2К-683 - зелёная с синим вагоном.
Сделав все эти фотки, мы примерно на час покинули перегон, отправившись в магазин. По пути на цветке я сфотографировал певчего кузнечика с длинными крыльями.
Из магазина мы сразу отправились на Пензенскую ветвь, где была упущена синяя круглая ЭР2К-670, но ожидалась ещё одна электричка на Пензу. Мы с Толей надеялись, что синяя 670-я, которую мы с ним упустили, вернётся, но к сожалению, это оказалась 684-я машина в печальной корпоративной окраске, которая утром приехала из Саранска.
Далее мы сфотографировали ещё один пассажирский поезд на Пензу, который мог быть со старым и красивым зелёным ЧС2. Мог, но не стал, а впрочем, и сплотка из сине-белых ЧС2К выглядит неплохо на фоне различных построек советского времени, расставленных там и сям.
Чем заняться напоследок, когда от жары уже нет сил куда-то ходить, а через полчаса ожидается обратная электричка? Сделать кучу одинаковых фотографий рядом с платформой, конечно же! Тем более, здесь ожидается целый табун поездов, которые утром разъехались по разным направлениям, а теперь возвращаются в Рузаевку. Тут вам и пригород из Ужовки, и уродская ЭР2К-941, и ЭР2К-683 из Саранска, а вдовесок - пассажирский поезд №355 из Уфы с очередным ЧС2К.
Вот и наша электричка до Рузаевки, где нас ждёт московский поезд. Ух, ну как же она страшна без этих пресловутых полосок! Я вам, наверное, уже всю плешь проел своими полосками... Да, мне шашечки. Хорошо, что на электричке сохранился хотя бы логотип RVR (фото 1)! По пути я заснял из окошка ЭР2К-615 (фото 2), которая на тот момент уже была отстранена от работы. Это они зря! На перегоне она смотрелась бы получше любой красно-серой кастрюлины.
Станция Рузаевка 2012 года получает 6 электровозов ЧС2К из 10. Красивых мест нет, половина электричек - изуродованы, а действительно интересные локомотивы не приехали - из всей груды рядовых фотографий от силы парочка тогда казались по-настоящему интересными. Зато сейчас все они - исторические и позволят нам и вам ненадолго вернуться в столь прекрасный и мирный 2012 год.
Так, секунду, а как же официальное разрешение - спросите вы? Неизвестно, жаловались ли на нас локомотивные бригады, но факт в том, что милиция к нам на перегон не приехала. Так что, если вы захотите сфотографировать в Рузаевке пару десятков 2ЭС6 и две дюжины ЭП2К (а что ещё там ловить в 2023-м?) - смело оформляйте такую бумагу. Но лучше не тратьте время ни на бумагу ни на Рузаевку - езжайте в более спокойное и более интересное в плане локомотивов место.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Лайк, подписка, комментарий и другие ваши активности помогут моему каналу развиваться.
До скорого!