Публицист, художник, один из известнейших поэтов XX века, Андрей Андреевич Вознесенский в 14 лет послал свои стихи Б.Л. Пастернаку. Поэт ответил, что рад знакомству с юным дарованием и будет продолжать общение с удовольствием. Так началась дружба с Пастернаком, оказавшая огромное влияние на судьбу Вознесенского.
Андрей Вознесенский был архитектором по образованию, вспоминал:
"Это Пастернак. Он запретил мне идти в Литературный институт, потому что он говорил: "Вас ничему там не научат, только испортят", и я пошел в Архитектурный".
Первые публикации стихов Вознесенского в периодике относятся к 1958 г. После появления поэмы "Мастера" Пастернак написал ему из больницы:
"Слишком часто стали повторяться эти жестокие заболевания. Нынешнее совпало с Вашим вступлением в литературу, внезапным, стремительным, бурным. Я страшно рад, что до него дожил. Я всегда любил Вашу манеру видеть, думать, выражать себя. Но я не ждал, что ей удастся быть услышанной и признанной так скоро".
Первый сборник Вознесенского "Мозаика" (издан во Владимире, редактора сняли с работы, тираж хотели уничтожить, но не успели) появился в 1960 г. и почти одновременно второй сборник "Парабола" вышел в Москве. Они сразу стали библиографическими редкостями. Лирика поэта всегда отличалась экстравагантностью сравнений и метафор, усложненным ритмом, особой энергетикой. На творчество Вознесенского оказали влияние и Пастернак, и Маяковский и поэт-футурист Кирсанов. Вознесенский стал одним из лидеров молодой "эстрадной" поэзии 1960-х гг., проникнутой духом новаторства и освобождения человека от устаревших идеалов, социальных, моральных и эстетических догм. Эти черты творчества Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественского и других молодых поэтов вызвали резкое неприятие у части советской литературной общественности. Появились едкие пародии, а на улице Горького в "Окнах сатиры" можно было видеть изображение рабочего, выметающего метлой "нечисть", среди которой был Вознесенский со своим сборником "Треугольная груша".
В марте 1963 г. состоялась встреча с интеллигенцией в Кремле. Хрущев буквально обрушился на Вознесенского:
"Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки, а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите? И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам".
После такого выступления Хрущева прошла волна "разоблачений", проработок. Вознесенский в это время решил в Москве не появляться, ездил по стране, встречался с читателями. Между тем, поэзия его получила известность и высокую оценку за рубежом. Вознесенский не был "невыездным", он побывал, начиная с 1960-х гг. во многих странах мира. В 1970-е гг. он хорошо издавался, выступал на телевидении, получил Государственную премию СССР в 1978 г. На стихи Андрея Андреевича написано множество популярных песен, среди них – "Плачет девочка в автомате", "Верни мне музыку", "Танец на барабане", "Миллион алых роз" др. Поэт оставил богатое творческое наследие: более 20 сборников стихов, статьи и эссе по вопросам литературы и искусства, переводы.
Послушайте сегодня стихотворение А.А.Вознесенского "Исповедь" в авторском исполнении (запись 1972 г.):
🔈 http://ргафд.рф/callendar/12-05-2023
#вознесенский #андрейвознесенский #поэт #пастернак #хрущев #песня #поэзия #звуковойкалендарь #ргафд
🔔 Подписывайтесь на другие соцсети Архива фонодокументов:
Телеграмм, Одноклассники, ВКонтакте, YouTube
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.