Друзья, вслед и в сравнение к предыдущей статье о Дулёвском фарфоре публикую статью про Ленинградский фарфор из юбилейного номера журнала «Декоративное искусство СССР», посвящённого 40-летию Октябрьской социалистической революции 1917 года и достижениям различных отраслей художественной практики СССР. Автор статьи – искусствовед Алла Константиновна Лансере (1922–1996), заведующая, а затем и директор Музея Государственного фарфорового завода имени М.В. Ломоносова с 1952 по 1979 год.
Лансере А. Просто и красиво // Декоративное искусство СССР, 1957. – Юбилейный номер. – С. 78–80.
Сорок лет со всей страной живёт и работает для народа старейший русский фарфоровый завод – Государственный ордена Трудового Красного Знамени фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова.
Одним из главнейших принципов работы завода в настоящее время является создание художественных произведений из фарфора для широкого круга потребителей.
Наши требования к фарфору значительно выросли, и мы хотим, чтобы каждый советский человек мог иметь в своём доме красивую, доступную современную фарфоровую вещь. Стремясь разнообразить характер массовой продукции, завод за последнее время наладил выпуск изделий, расписанных кобальтом, роспись скульптур подглазурным способом, выпуск тонкостенного фарфора, а лаборатория систематически занимается разработкой новых технических приёмов оформления посуды, результатом которой явилось, например, в последнее время освоение так называемой техники «кракле»; применение её позволит давать простое, красивое украшение предмету.
Большое место в работе коллектива художников завода им. Ломоносова занимает создание новых форм посуды, в лучших образцах которой утилитарное назначение предмета сочетается с его ясной конструкцией и общей пластичностью решения.
Автором большинства сервизных форм последних двух десятилетий является скульптор С. Е. Яковлева, работы которой отличаются, как правило, простотой и сочностью пластического языка, идущими от традиций русской народной керамики.
За последнее время С. Е. Яковлева создала чайный сервиз «Круглый», кофейный – «Русский», а в 1956–1957 годах – большой столовый банкетный сервиз и два чайных – «Ампирный» и «Восточный».
Закономерными и необходимыми для творчества фарфористов-ломоносовцев являются поиски нового современного художественного языка. Занимаясь этой проблемой, скульпторы по форме достигли больших положительных результатов.
Наиболее интересны в этом смысле произведения Э. М. Криммера, которому свойственно постоянно искать новые пропорции и пластические решения.
Одна из последних работ скульптора – тонкостенный сервиз «Волна» – привлекает красотой, ясностью и изяществом своего решения. Художник прекрасно сумел выявить красоту самого материала, деликатно подчеркнув его простой, немногословной росписью золотом. Эти качества следует развивать мастерам-фарфористам, находя для их выражения новые конкретные решения.
Рядом с этой работой хочется поставить вазу «Кристалл» скульптора В. Л. Семёнова, показанную недавно в Москве на выставке народно-прикладного и декоративного искусства СССР и получившую единодушное одобрение как художников-профессионалов, так и широкого круга зрителей. Простота и оригинальность формы, её конструктивность и изящество, подчёркнутое сочетанием внешней чёрной матовой и внутренней белой блестящей поверхностей, – своеобразный художественный язык автора.
Упомянутыми новыми формами далеко, конечно, не исчерпывается список работ мастеров завода в этой области. Но качество указанных выше произведений выражает положительные тенденции в работе сегодняшнего дня, а также перспективы дальнейшего развития.
Для лучших работ художников завода им. Ломоносова в области росписей типичны строгость решений, тактичное использование цвета, внимательное отношение мастеров к материалу и высокая культура рисунка, графического или живописного.
Интересна группа произведений, в которой существеннейшим является свежее современное чувство цвета и композиции. Эти высокие качества отличают сервиз Э. М. Криммера «Волна», сервиз Н. М. Павловой «Золотые квадраты» и получившую всеобщее признание работу А. А. Яцкевич «Кобальтовая сеточка».
К ним может быть присоединен последний сервиз художника М. Н. Мох «Лани»; тонкий, изысканный по линиям и цвету рисунок которого подчёркивает красоту формы и материала кофейного сервиза.
Пронизаны ощущением современности работы одного из старейших художников завода – А. В. Щекатихиной; редкая декоративная красота, нарядность, композиционная ясность и простота составляют ценные качества её искусства. К ним близки по темпераменту и декоративной свежести, отличающиеся, однако, по авторскому почерку, живописно-декоративные росписи сервизов, чашек и ваз А. М. Ефимовой.
Вторая характерная линия росписей имеет своим истоком народное русское искусство, его орнаментально-декоративное богатство.
Наиболее интересными работами этого плана за последнее время можно считать росписи художников А. В. Воробьевского (сервизы «Русский лубок», «Русский узор») и М. Н. Мох (сервиз «Весна»).
Большим достоинством декорировки сервиза «Весна» надо считать прекрасно найденные художником отношения пятен росписи и белой поверхности, мастерство самого рисунка и такт, с которым автор использовал сочный народный мотив для украшения тонкого материала – фарфора. Весьма удачен опыт работы в фарфоре известного графика – иллюстратора детских книг Ю. А. Васнецова, по рисунку которого исполнена роспись детского подарочного комплекта «Теремок».
Указанные работы лишний раз подтверждают, каким неисчерпаемым источником может быть для художников народное искусство, если уметь правильно извлекать и использовать его ценности.
Много энергии коллектив завода им. Ломоносова посвящает работе над фарфоровой скульптурой. Значительно расширился круг разрабатываемых тем – они охватывают собой портретные изображения, общественно-политические темы, литературно-сказочные, жанрово-бытовые, анималистические и т. д., причём лучшие работы каждой из них отличаются образной содержательностью и пластической культурой.
Сегодня мы имеем право сказать о том, что в работах завода им. Ломоносова просто трудно отыскать скульптуры-безделушки со слащавой красивостью, столь частые в дореволюционном фарфоре.
Совсем иначе выглядят появившиеся недавно «Юная купальщица» Г. С. Столбовой и две работы скульптора Е. А. Гендельмана – «На пляже» и «На этюде». Особенно хороша вещь «На пляже» – красиво, мастерски скомпонованная, белая, с нежной, тактичной раскраской, эта маленькая скульптура отличается глубиной содержания и тонким лиризмом.
Весьма положительным фактом в работе завода является привлечение в качестве авторов больших мастеров нашего искусства В. И. Мухиной, И. С. Ефимова, В. А. Ватагина, Е. И. Чарушина. Это устанавливает живую связь между художественной промышленностью и нашим большим изобразительным искусством и способствует повышению уровня художественной культуры искусства фарфора.
Благородная задача создания художественных произведений в фарфоре, вносящих в жизнь наших людей искусство и воспитывающих их вкусы, движет трудовую творческую энергию коллектива завода им. Ломоносова.
В год знаменательного и торжественного юбилея страны эта энергия умножается стремлением отметить его новыми успехами. Каждый день со склада готовых изделий уходят в города нашей Родины контейнеры, наполненные фарфором, в который вкладывает свой труд и любовь каждый работник завода.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив