Друзья, взгляните на весьма любопытную статью в журнале «Новые товары» 1958 года про эксперименты с глазурью «Кракле» на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова и выпуск первых образцов в торговую сеть.
Я вновь хочу восстановить справедливость и назвать имя художника, чьи вазы мы видим на журнальной иллюстрации.
Семёнов Владимир Лаврентьевич // Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. 1944–2004 / Автор-сост. Н. С. Петрова; под науч. ред. В. В. Знаменова. – Санкт-Петербург: Глобал Вью, 2007. – С. 877. (Оранжевый том).
Семёнов Владимир Лаврентьевич (1914–1978) – скульптор. В 1930–1933 годах учился в Художественно-промышленной школе при фарфоровом заводе «Красный фарфорист» в селе Чудово Новгородской области. В 1933–1937 годах работал на этом же заводе скульптором-модельщиком. С 1937 по 1941 и с 194 по 1976 – скульптор-модельщик в Художественной лаборатории ЛФЗ. Основное направление творчества – создание новых форм ваз и сервизов.
Фарфор с глазурью «Кракле» // Новые товары, 1958. – № 5.
С давних времён славятся китайский фарфор и фаянс, отделанные особым способом декоративной обработки – глазурью кракле. Кракле – это затейливые узоры тончайшей ажурной запутанной в виде фантастической паутинки сеточки, образующейся на поверхности фарфора. Узоры тёмного цвета различных оттенков покрывают целиком поверхность изделий и эффектно выделяются на блестящем белом покрове – глазури.
После длительной и настойчивой работы путём многочисленных проб и поисков коллектив работников экспериментального отдела художественной лаборатории завода имени Ломоносова добился точного воспроизведения глазури кракле.
Сущность её получения заключается в следующем: необходимо подобрать глазурь, коэффициент расширения которой не совпадает с коэффициентом расширения фарфора. В результате на изделиях при охлаждении после политого обжига получается растрескивание глазури в виде фантастического узора. Затем каждый предмет опускают в растворы солей различных металлов (азотнокислого никеля или кобальта). Соли проникают в трещины, образовавшиеся на глазури, и окрашивают их в различные заданные тона – голубоватые, коричневые, фиолетовые.
После прокаливания при температуре 200–300° для выявления цвета фарфор вторично покрывают обычной глазурью и делают последний обжиг.
В январе 1958 года Экспертный совет Всесоюзного постоянного павильона лучших образцов товаров народного потребления Министерства торговли СССР утвердил к массовому выпуску первую серию ваз, скульптур и пепельниц с глазурью кракле.
Думаю, что интересно увидеть представленные выше формы ваз в привычной для ЛФЗ росписи кобальтом.
Хорошо узнаваемая в журнальной публикации форма вазы «Морская» в паре с вазой «Кристалл» были отмечены дипломом Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив