Найти тему
Учимся у истории

Нет - пёстрым плащам и усам. Какими видели спартанцев античные авторы

Для складывания стереотипов о том или ином народе или жителях определённой местности, не обязательно, чтобы они жили далеко друг от друга, как это было с англичанами и русскими в прошлой статье. Спартанцы жили в среде других древних эллинов. Однако умудрялись при этом сильно удивлять современников, которые отразили это в своих произведениях.

Чаще всего чужеземцы обращали внимание на строгий контроль власти над общественной и даже личной жизнью спартиатов. Лишь к 30 годам спартиат мог считаться полноправным гражданином. До этого возраста даже семейные отношения оставались во многом недоступными. Браки не были официально запрещены, но вступившим в брак приходилось навещать собственную жену тайком, а весь день проводить вместе со своими сверстниками за тренировками, совместными трапезами или просто в стенах казармы. Рассказывающий об этом Плутарх несколько иронизирует:

"Так тянулось довольно долго: у иных уже дети рождались, а муж все еще не видел жены при дневном свете".

Общественное воспитание должно было не просто дать военные навыки и прочие знания, но сформировать представления об общине, как союзе равных, независимо от происхождения. Понятно, что семейное воспитание неизбежно привело бы к разнице в формировании характеров спартиатов. При этом стремление к равенству пытались распространить и на женщин. Это проявлялось даже в достаточно специфических свадебных обычаях, по которым невесту перед свадьбой брили налысо и переодевали в мужскую одежду.

Внутри спартанских объединений агел, в которых проходило формирование молодого спартанца, господствовало полное равенство без всяких сословных и имущественных различий. Единственным признаком, на основании которого производилось разделение и который гарантировал повышение статуса, был возраст. Однако сама же необходимость воспитания воинов заставляла уделять внимание и необходимости определения потенциальных лидеров, которые впоследствии могли бы стать во главе военных мероприятий общины.

Плутарх оставил нам подробное описание того, каким образом воспитатели стимулировали в малолетних спартанцах развитие лидерских качеств.

"Едва мальчики достигали семилетнего возраста, Ликург отбирал их у родителей и разбивал по отрядам, чтобы они вместе жили и ели, приучаясь играть и трудиться друг подле друга. Во главе отряда он ставил того, кто превосходил прочих сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные равнялись на него, исполняли его приказы и молча терпели наказания, так что главным следствием такого образа жизни была привычка повиноваться. За играми детей часто присматривали старики и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества - отважен ли мальчик и упорен ли в схватках".
Спартанский законодатель Ликург. Из открытых источников
Спартанский законодатель Ликург. Из открытых источников

Если ранние браки в Спарте не поощрялись, то впоследствии они рассматривались как часть гражданского долга перед общиной. Государство оказывало непосредственное давление на холостяков, заставляя их с помощью разного рода моральных и материальных санкций вступать в брак. При этом даже занятие достаточно высоких должностей не могло гарантировать защиту от многочисленных унижений. Плутарх приводит примеры издевательств подобного рода.

"Их не пускали на гимнопедии, зимою, по приказу властей, они должны были нагими обойти вокруг площади, распевая песню, сочиненную им в укор... и, наконец, они были лишены тех почестей и уважения, какие молодежь оказывала старшим".
Историк Плутарх. Из открытых источников
Историк Плутарх. Из открытых источников

Общественный контроль мог осуществляться с помощью специальных чиновников педономов. Но большое внимание уделялось также организации взаимного контроля. По сути дела, каждый спартиат должен был выступать в качестве наблюдателя и контролёра по отношению к своим товарищам.

На надгробных камнях большинства спартанцев запрещалось писать их имена. Человек не заслуживал этого, если не отметился доблестью на поле брани. Только в таком случае он мог надеяться, на сохранение индивидуальной памяти о нём.

Создание сплочённого коллектива подразумевало полное единство его участников, которое должно было проявляться и во внешних отличительных признаках. Образ жизни спартанцев, которые уже обладали большим имуществом или привилегиями, не должен был значительно отличаться от некоего среднего стандарта. Вот, что об этом писал Фукидид:

"Лакедемоняне первыми стали носить простую одежду нынешнего времени, и у них люди более состоятельные вели большей частью образ жизни одинаковый с простым народом".

Государство предъявляло гражданам определённые требования в области их внешнего вида. При этом не поощрялась не только роскошь, но и излишнее пренебрежение эстетичностью своего вида. Плутарх, например, писал о том, что спартанцам запрещалось ходить в разноцветных плащах, пришивать на них заплатки, которые бы отличались от основного цвета одежды. Одним из послаблений, связанных видимо с распространённостью гимнастических упражнений, была возможность пользоваться маслом для растирания. Почему-то спартанским властям не нравилась такая деталь мужской внешности, как усы, которые считались недопустимыми для спартанца.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц