Найти в Дзене
Дмитрий Поминов

Профориентация подростка. "Движок" для системы самоопределения в жизни

Итак, продолжаем разбор темы с профориентацией подростка (да и взрослого) в современном мире. Сама тема "профориентации" родилась в 20 веке, да и умерла, по большому счету, вместе с ним. В 20 веке в индустриальном государстве тебе надо было выбрать "профессию", потому что все остальное за тебя выбирало государство. Сейчас, в 21 веке, подростку надо выбирать не столько профессию, сколько стиль жизни, которым он хочет жить и к которому имеет склонности и способности = а профессий за жизнь он может сменить несколько. Соответственно, "честная" задача, которая стоит перед старшеклассником в нашей настоящей жизни сейчас, и которую стоит решить = это узнать себя, свои сильные и слабые стороны, и выбрать стиль жизни, которым охота жить во взрослой жизни - и далее сделать первый конкретный шаг после школы, который приведет к желаемому стилю жизни. Отдавать эту задачу на откуп "профориентолагам" из ВУЗов, предприятий, и прочим зазывалам, которые ходят по старшеклассникам и решают свои корпорат

Итак, продолжаем разбор темы с профориентацией подростка (да и взрослого) в современном мире.

Сама тема "профориентации" родилась в 20 веке, да и умерла, по большому счету, вместе с ним. В 20 веке в индустриальном государстве тебе надо было выбрать "профессию", потому что все остальное за тебя выбирало государство. Сейчас, в 21 веке, подростку надо выбирать не столько профессию, сколько стиль жизни, которым он хочет жить и к которому имеет склонности и способности = а профессий за жизнь он может сменить несколько.

Соответственно, "честная" задача, которая стоит перед старшеклассником в нашей настоящей жизни сейчас, и которую стоит решить = это узнать себя, свои сильные и слабые стороны, и выбрать стиль жизни, которым охота жить во взрослой жизни - и далее сделать первый конкретный шаг после школы, который приведет к желаемому стилю жизни.

Отдавать эту задачу на откуп "профориентолагам" из ВУЗов, предприятий, и прочим зазывалам, которые ходят по старшеклассникам и решают свои корпоративные интересы = это значит добровольно продавать себя в рабство и участвовать в чужих играх, часто вопреки своим интересам.

Зазывалы = это хорошо, но сначала надо определиться, ведет ли их предложение к решению той задачи, достижению того стиля жизни, которым хочет жить человек. Если да = то отлично, а если нет = не надо ориентироваться на ораторские таланты и харизму зазывалы и принимать решение на основании того, насколько он понравился. Этот путь приведет к потере "самого золотого времени в жизни" и к внутреннему кризису в итоге.

Хорошо, мы определились, что подростку надо узнать себя и осознанно сделать выбор желаемого образа будущего. Как это сделать? Возможен следующий механизм, "социальный движок", который помощей решить эту задачу:

1 этап: однодневный тренинг-эстафета. Физически-интеллектуально-эмоциональная игра, примерно на 8 часов. Цель = дать базовые знания и отобрать для дальнейшей работы подростков , заинтересованных в реализации в жизни (насильно мил не будешь, и если подросток не заинтересован в том, чтобы реализоваться в жизни = на вторую ступень он не проходит).

Группа подростков объединяется, группе без предварительной подготовки дается задача прохождения ряда "станций", на каждой из которых нужно выполнить определенную задачу, связанную с интеллектом, физической подготовкой, эмоциональной сферой. Задания берутся "из реальной жизни" или чисто игровые, например найти оптимальную по цене/качеству пекарню для небольшого поселка; победить в соревновании на скорость/выносливость; разрешить конфликтную ситуацию и отстоять свою точку зрения и тп.

Группа оценивается в целом и каждый человек в группе оценивается индивидуально.

Затем проводится лекция-беседа на 2 часа о том, как в целом устроен современный мир, о разных стилях жизни, о существующих способах труда и профессиях.

Проводится тестирование на базовые интересы и подходящие профессии.

В завершающей части группе снова дается задача прохождения ряда станций, но уже с учетом предварительных результатов тестирования.

На 7 станциях, направления: власть; предприниматель/творец; специалист; домохозяйка/домохозяин; номад (цифровой кочевник); коммуникатор; АНТИстанция/протест = подросток выполняет предлагаемые задания, индивидуально и с подключением ресурсов группы.

После этого проводится рефлексия, групповая, индивидуальная детей и наблюдателей.

Занятие окончено, все получили базовые знания о существующих стилях жизни и профессиях, немного попробовали себя и составили свое первичное впечатление о реальной "взрослой жизни".

Всем участникам объясняется правила второго этапа и условия участия во втором этапе. Далее, туда приглашаются все, но проходят только те, кому это надо и кто хочет.

2 этап: серия еженедельных игр по 3 часа каждая, с сентября по апрель включительно. Раз в неделю дети собираются и проходят игру на станциях. Каждый ребенок "соревнуется с самим собой", задача - прохождение все более и более сложных заданий в выбранных станциях, прокачка своих навыков "достижения и удержания" желаемого стиля жизни. С определённого периода невозможно пройти задание индивидуально, и необходимо учиться выстраивать групповое взаимодействие с другими станциями для достижения результата.

После каждой игры рефлексия, само-рефлексия подростка, групповая рефлексия, экспертная рефлексия - в форме дружеской беседы.

Сама атмосфера = игровая, ненапряжная. Дети много учатся в старших классах, и задача здесь = через игру, с одной стороны, "разрядить" обстановку и снизить страхи перед будущим; а с другой стороны = дать понимание, как устроена жизнь в выбранных стилях жизни, как достичь и удержать этот стиль жизни, как быть в нем успешным; а также в игровой форме прокачка практических навыков для этого.

В общем, в первом приближении это выглядит так.

Продолжаем работу, буду держать в курсе)