До 1940 года Калязин был процветающим торговым городом на берегу двух рек: Волги и Жабни. Градообразующий Троицкий Макарьев монастырь вёл свою историю с 1434 года. За полвека своего существования он был известен как один из наиболее богатых и почитаемых монастырей на Руси. Обитель посещали русские правители от Ивана Грозного до Петра I.
Конечно, за столь долгую историю своего существования постройки монастыря претерпевали разные невзгоды, например, осаду польского войска в Смутное время и поджог Троицкого монастыря. Но главный урон обители был нанесён в 1940 году, когда при строительстве Угличской ГЭС вся территория старого города и основные постройки были затоплены.
Причем перед затоплением Троицкий собор был специально взорван, а колокольня, которая сегодня стала визитной карточкой Калязина, уцелела случайно. Считается, что настоятель монастыря предложил советским властям сохранить колокольню в качестве маяка, чтобы проплывающие корабли не сели на мель, ведь уровень воды был лишь немного выше крыш, затопленных построек. Идею посчитали хорошей и не стали взрывать колокольню. Так был спасён памятник архитектуры первой половины XIX века.
В 1939 году Академией архитектуры в срочном порядке была направлена экспедиция в Калязин, целью которой стал демонтаж фресок Троицкого собора. Благодаря работе художников-реставраторов удалось сохранить некоторые фрагменты фресок из собора.
Из уцелевшей летописи известно, что росписями собора занимались царские мастера, входившие в артель, ранее участвовавшую в росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля.
На фресках есть темные круглые пятна, справа от змея в "Грехопадении" или слева от Адама в "Изгнании из рая" — это утрата штукатурного слоя в месте, где находился голосник — глиняный сосуд, служивший для улучшения акустики в храме.
Хорошая сохранность фресок во многом объясняется заинтересованностью монастырскими росписями художников начала XX века. Например, Николай Константинович Рерих посетил Троицкий Макарьев монастырь в Калязине в 1904 году и способствовал организации первых реставрационных работ монастырских фресок. В журнале «Искусство» в апреле 1905 года он писал: «Светлым впечатлением было пребывание в Калязине: там смывают новейшую плохую стенопись и бережно восстанавливают старинные фрески; фрески очень хорошие, в подбор лучшим образцам Ярославля».
Сегодня часть спасённых фресок можно увидеть в постоянной экспозиции Музея архитектуры им. Щусева. Там представлены фрески, раскрывающие и Ветхозаветные истории, и Страстной цикл, и тему "Апокалипсиса", популярную в русском искусстве XVI-XVII веков. Интересно, что авторы росписей вносили в изображение некоторые детали, являющиеся современными в середине XVII века. Один из всадников с фрески "Конь бледный и конь вороной" держит в руке современное 1654 году огнестрельное оружие — пищаль.
Сегодня былое величие Калязинского монастыря воплощается лишь в гордо возвышающейся на фоне синего неба белоснежной 60-ти метровой колокольне, построенной в 1820-х годах в стиле классицизм.