Найти тему
Сценарист.ру

Сколько зарабатывают работники киноиндустрии в России и в Америке

Автор Кирилл Ежов

В ночь на 2 мая началась забастовка Гильдии Американских Сценаристов. В числе требований Гильдии: повышение зарплат, улучшение условий труда, регуляция использования искусственного интеллекта для написания сценариев, а также – прозрачность. Именно из-за отсутствия прозрачности стриминговым платформам удается платить сценаристам меньше отчислений: если неясно, сколько именно человек посмотрело тот или иной сериал или фильм, то всем сценаристам можно платить одинаково – читай «по минимуму».

Приблизит ли эта забастовка транспарентность стримингов – мы не знаем. Если честно, вряд ли.

Но прозрачность – это важный и правильный тренд. И чтобы его поддержать, (а также в свете появившихся настроений, что забастовка, мол - это блажь зажравшихся сценаристов) мы решили посмотреть на то, кто сколько вообще зарабатывает в кино – как в США, так и в России. В этом материале сделаем обзор зарплат профессий, с которых начинается любой кино-проект, – сценаристов и режиссеров.

СОДЕРЖАНИЕ

– Глоссарий

– Роль профсоюзов: важное уточнение

– Зарплаты сценаристов

– Сценарий полного метра (Бонус: самые дорогие сценарии в истории Голливуда)

– Сценарий эпизода сериала

– Зарплаты режиссеров

– Полный метр (Бонус: самые состоятельные голливудские режиссеры)

– Сериалы

ГЛОССАРИЙ

В материале упоминаются несколько терминов, которые мы разберем здесь, чтобы не отвлекаться на их описание посреди текста.

AMPTP – Альянс продюсеров кинофильмов и телевизионных продуктов (The Alliance of Motion Picture and Television Producers). Представляет интересы киностудий.

Тритмент – прозаическое произведение, промежуточная стадия между поэпизодником и первым драфтом сценария. Как правило, он длиннее и детальнее, чем синопсис, и он может включать подробное описание сцен и даже реплики.

Residuals – отчисления, которые получают производители контента, когда их продукт перепродается на другие платформы (показ на ТВ, продажи физических носителей, продажа на платформы и т.д.).

Polish – «шлифовка» сценария, несущественное переписывание, когда дорабатываются диалоги, по-новому решаются сцены и т.д.

РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ: ВАЖНОЕ УТОЧНЕНИЕ

Прежде чем говорить непосредственно о цифрах, следует разобраться, кто и как регулирует зарплаты в Америке и у нас.

США

За океаном вся работа сотрудников киноиндустрии, в том числе и их минимальные зарплаты, регулируются профсоюзами. Здесь мы будем указывать именно минимальные тарифы, однако человеку с именем могут, разумеется, платить на порядки больше – предела тут нет. Итак, профсоюзов в Америке больше 25 и они легально представляют интересы своих членов, яростно отстаивают их права и ведут от их лица переговоры с другими объединениями вроде AMPTP, который представляет интересы киностудий.

Россия

В России же, хоть формально и существуют профсоюзы, их влияние существенно ниже. Во-первых, такой юридической силы, как за океаном, они не имеют. Тем не менее, профсоюзы устанавливают минимальные тарифы, которых продакшны стараются придерживаться. Впрочем, за их нарушение серьезных последствий не последует. Во-вторых, объединяются в них далеко не все профессионалы кинорынка. И все же в России, как это часто бывает, многое держится на негласных, не прописанных в документах правилах, вроде того, что разрыв между сменами должен быть не меньше 10 часов.

Но главное различие между двумя системами: минимальные тарифы американских профсоюзов выложены в открытый доступ, в то время как информация о зарплатах русских кино-профессионалов – нет. Так что приведенные ниже данные по отечественному рынку – это очень примерные цифры, которые, разумеется, могут отличаться от продакшна к продакшну.

СЦЕНАРИСТЫ

Раз уж именно недовольство сценаристов стало для нас поводом поговорить о зарплатах, с них и начнем. Плюс именно со сценария начинается любое кино.

Сценарий полного метра

США

Нижняя планка минимального тарифа – за фильм с бюджетом меньше 5 миллионов долларов, верхняя – за фильм с бюджетом выше этой планки.

Оригинальный сценарий полного метра стоит – от 81 тысячи долларов до 153 тысяч.

И эта сумма состоит из тритмента (37 тысяч), первого драфта (32 тысячи), и финального драфта (12 тысяч).

Также в документе Гильдии расписаны и другие варианты. Так, сценарий-адаптациястоит от 71 тысячи долларов до 132 тысяч. Оригинальный сценарий по уже существующему тритменту: от 54 тысяч до 111. Адаптация в таком случае: от 44 до 91 тысячи. Кроме того, здесь обговаривается переписывание сценария – от 26 до 40 тысяч – и polish: от 13 тысяч до 20. Последним, например, в начале своей карьеры занимался Тарантино – известно, что после успеха «Криминального чтива» он «подбивал» диалоги для фильма «Багровый прилив» Тони Скотта.

Дополнительно сценаристы могут получать 2-3% от бюджета фильма, плюс residuals – обычно они составляют 1,2%. Также в контракт часто вписывается 5% от чистой прибыли, которую получает фильм, однако часто это 5% от дырки от бублика – студии идут на разные бухгалтерские ухищрения, чтобы их фильм юридически никогда не показывал чистую прибыль, даже если он невероятно успешный. Так, скажем, фильм «Моя большая греческая свадьба», который при бюджете 5 миллионов долларов заработал 240 миллионов, по заявлению студии-производителя потерял 20 миллионов.

Самые дорогие киносценарии в истории Голливуда

«Дежавю» (2006) - 5 миллионов долларов, сценаристы Терри Россио и Билл Марсили

«Рики Бобби: Король дороги» (2006) - 4 миллиона, сценаристы Уилл Фаррелл и Адам МакКей

«Евротур» (2004) - 4 миллиона, сценаристы Алек Берг, Дэвид Мэндел, Джефф Шаффер

«Долгий поцелуй на ночь» (1996) - 4 миллиона, сценарист Шейн Блэк. На тот момент это был самый дорогой сценарий в истории кино.

«Основной инстинкт» (1992) - 3 миллиона, сценарист Джо Эстерхаз.

Россия

В России цены не настолько детализированы, здесь будем оперировать общими цифрами.

Итак, средняя стоимость сценария полного метра: от 800 тысяч рублей до 3 миллионов. Если же сценарист с именем, то стоимость может доходить и до 5 миллионов. Известно о проекте, где сценарий стоил 15 миллионов рублей. Также сценаристы иногда включают в контракт процент от проката.

Несмотря на то, что у отечественных сценаристов нет профсоюза, их интересы, как и интересы американских коллег, часто представляют агенты.

Сценарий эпизода сериала

США

Цена зависит от того, пишете ли вы для телевидения (NBC, ABC, HBO) или для стриминга (Netflix, Disney+). При этом разброс для стримингов: нижняя планка для платформ, у которых подписчиков меньше 20 миллионов, верхняя – для сайтов, у которых подписчиков больше.

Начнем с получасового сериала. Итак, для телевидения история плюс сценарий для такого шоу – 28 тысяч долларов. Для стримингов: от 16-28 тысяч.

Теперь часовой сериал. Телевидение, история плюс сценарий – 42 тысячи долларов. Для стримингов: 30-41 тысяча.

За сценарии же дневных программ, или «мыльных опер», платят меньше. Скажем, за 45-минутный сценарий – 3 тысячи.

Также у американских сценаристов есть сложная система residuals. В среднем они составляют 2,5%.

Россия

Зарплаты на русском рынке рассмотрим по возрастанию.

Более-менее стабильные цены на дневные проекты. Понятно почему – это фабрики, они должны выдавать от 50 до 100 эпизодов в год и тут все должно быть максимально четко.

Сценарии дневных проектов, 24 минуты – от 80 тысяч рублей до 100 тысяч.

Следующая ступенька – предпрайм. Там тоже более-менее стабильно. Потому что есть понятные ограничения на бюджет серии, которые диктуют и стоимость сценариев.

Сценарии процедуралов, предпрайм, 48 минут – от 250 тысяч до 350 тысяч.

Ситкомы. Здесь разброс огромный. Потому что бюджет серии сильно разнится и потому что повторяемость таких проектов сильно выше, чем у драматических проектов. И если проект успешный – то авторы закономерно просят увеличить гонорар, понимая, что со второго сезона производство становится бизнесом. И продюсеры к новым аппетитам готовы.

Сценарии, ситком 24 мин (первый сезон) – от 150 тысяч до 450 тысяч.

Сценарии, ситком 24 мин (последующие сезоны) – от 600 тысяч до 800 тысяч.

В драматических сериалах тоже широкий диапазон цен. Причина та же – разные бюджеты. Плюс, здесь многое зависит от опыта. Если вы студент и только закончили обучение, рассчитывать на верхнюю планку точно не приходится. Также как трудно на нее рассчитывать, если у вас нет успешного проекта за плечами.

Сценарии, драма, 48 мин – от 200 тысяч до 600 тысяч.

Сценарии, большие проекты, 48 мин – от 400 тысяч до 1 миллиона.

При этом известны случаи, когда за эпизод сериала платили и больше миллиона рублей. Однако это все еще редкость в нашей индустрии.

В России также возможно получение residuals. Для этого нужно зарегистрироваться в Российском Союзе Правообладателей. Они собирают отчисления и высылают их авторам раз в полгода.

РЕЖИССЕРЫ

Итак, за сценарий заплатили. Теперь нужно нанять режиссера, который будет вести наш проект от подготовки к съемкам до премьеры.

Полный метр

США

Гильдия Режиссеров Америки определяет минимальные тарифы за неделю работы на полном метре. При этом, в зависимости от бюджета, проекты разбиваются на 5 категорий.

– При бюджете меньше или равном 2,6 миллиона долларов – Гильдия не регулирует минимум, режиссер сам договаривается с нанимателем.

– При бюджете 2,6-3,75 миллионов режиссер должен получать не меньше 75 тысяч долларов за минимально гарантированные 13 недель работы.

– При бюджете 3,75-8,5 миллионов – 16 тысяч в неделю, гарантированный минимум 10 недель.

– При бюджете 8,5-11 миллионов – 19 тысяч в неделю, гарантированный минимум 10 недель.

– При бюджете больше 11 миллионов – 22 тысячи в неделю, гарантированный минимум 10 недель.

Самые состоятельные режиссеры Голливуда

Джордж Лукас, состояние оценивается в 5,1 миллиард долларов

Стивен Спилберг, состояние оценивается в 4 миллиарда долларов

Питер Джексон, состояние оценивается в 1,5 миллиарда долларов

Тайлер Перри, состояние оценивается в 1 миллиард долларов

Джеймс Кэмерон, состояние оценивается в 700 миллионов долларов

Россия

Зарплаты режиссера начинаются примерно от 3-5 миллионов рублей за проект. Но средняя зарплата режиссера за весь фильм: 8-15 миллионов, плюс 2-10% от проката. Однако у режиссеров с именем зарплаты в разы больше: известно о гонорарах и в 75, и в 100 миллионов рублей.

Сериалы

США

Тарифы за сериалы различаются в зависимости от платформы показа – сетевые каналы, кабель или стриминги – а также по бюджету за серию.

– Сетевые каналы: получасовая серия – 30 тысяч долларов; часовая – 51 тысяча.

– Кабельные каналы: получасовая серия – 13-20 тысяч долларов; часовая – 27-38 тысяч.

– Стриминги: получасовая серия – 17-30 тысяч долларов; часовая – 34-51 тысяча.

Пилоты стоят дороже. Так пилот получасового сериала для сетевого канала – 85 тысяч, для кабеля – 51 тысяча, для стриминга – от 51 до 85 тысяч, в зависимости от количества подписчиков. Пилот часового сериала: сетевой канал – 113 тысяч, кабель – 68 тысяч, стриминг – от 68 до 113 тысяч.

Россия

В среднем за постановку получасовой серии режиссер получает от 250 тысяч рублей. Минимум за серию часового сериала примерно такой же.

При этом если режиссер с именем, то за серию может получать и 2,5 миллиона, и даже 5 миллионов.

Пилоты для дебютанта стоят от 250 тысяч, для опытного режиссера – примерно от 1,5 миллиона. Если пилот ставит известный режиссер, он получает от 3 миллионов.

Конечно, в киноиндустрии крутятся большие деньги. Однако те, чья работа высоко ценится, пошли в кино не за деньгами, а потому, что кинематограф – это их призвание, и им есть, что сказать. А если не любить свое дело, то какой бы огромной ни была зарплата, работа все равно не будет приносить радости.

--------------------------------------------------------------------------------

Поддержать канал:

Любой разовой суммой на платформе ВК.

Пройти обучение основам сценарного мастерства на платформе ВКонтакте.

Подписаться на канал «Новости киноиндустрии» в Телеграмм.

Подпиской с возможностью обучения или сотрудничества:

На платформе Patreon (заграничные банковские карты)

На платформе Boosty (российские банковские карты)