Итак, первыми мы сравниваем замечательную книгу Нины Соротокиной "Трое из навигацкой школы" и её экранизацию.
И книга, и фильм я отношу к своим любимым, но, как это всегда водится, экранизация хуже самой книги. И гардемарины не стали приятным исключением.
Если смотреть отдельно фильм, не читая книгу - вам будет почти наверняка интересно, если вам, конечно, не слишком важна логика. Вы просто будете наслаждаться фильмом. Но вот понятно вам будет абсолютное ни-че-го. Для того, чтобы вы что-то поняли, вам нужно сначала прочитать книгу "Трое из навигацкой школы", где всё описано достаточно понятно. Но тогда вам, как и мне, будут бросаться в глаза минусы фильма. Но чтобы обсуждать их, сначала стоит ввести тех, кто не смотрел, не читал и не знает в курс дела.
Итак, идёт 1741 год, на престол взошла Елизавета Петровна, совершим дворцовый переворот. И вот тут-то начинается интрига. Французов не устраивает вице-канцлер Бестужев, и у одного умника всплывает: есть архив Бестужева! Его нам срочно нужно стащить! В Россию быстренько засылают кавалера де Брильи, и пошло-поехало... В эту историю вплетены трое мальчиков-гардемаринов, которые оказались причастны к так называемому преступлению, которое придумал интриган-врач императрицы, Иоганн Герман Арман де Лесток. "Бабий заговор" - ну не прекрасное ли средство для очернения Бестужева в глазах императрицы? Стоит лишь схватить нужных "подозреваемых", и всё, готово дело, но ввязываются наши мальчишки. Ну и, собственно, дальше происходит полный сумбур - они скачут туда-сюда за прекрасной Анастасией, беглой дочерью одной из заговорщиц, ловко обманывают Лестока и все вместе на карете уезжают в закат. Это короткий пересказ фильма, на описание книги уйдёт слишком много времени, но в целом сюжет тот же, лишь с небольшими изменениями. А теперь я позволяю себе раскритиковать фильм и вознести на литературный олимп книгу.
Итак, сначала перечислю плюсы фильма, очень жаль, что их немного:
1. Прекрасный актёрский состав.
2. Красивые костюмы и локации.
3. Чудесные песни.
И всё. Ну а дальше пошли минусы:
1. Плохой непонятный сценарий.
О да, всё пошло с него. Его пустили по одному месту, зрителю не объяснено ничего. А ведь в целом закрутка интересная, могло бы выйти что-то дельное. Но заморачиваться режиссёры не захотели, да и нормальное повествование в фильме не сделаешь - получится долгая нудятина.
2. В некоторых местах плохая игра юных актёров.
Это не слишком явный минус, но в некоторых сценах наигранность слишком явная - в основном когда гардемарины общаются друг с другом. Но вот любовные линии сыграны отлично, могу только аплодировать.
3. Логика ушла куда-то очень далеко.
Гардемарины вечно скачут на конях и дерутся на шпагах, но при этом слишком много говорят, что они гардемарины и хотят увидеть море. В книге почти нет скачек и драк, и при этом лишком малая связь гардемаринов с морем объясняется очень явно и хорошо.
Далее, какой-то лейб медик у нас показывается самым великим ужасным и могущественным человеком в стране. Это реально смешно, ведь по историческим данным особых отношений к политике он не имел, и никаким "сыщиком" и "судьёй" не был. Но вообще... Фигура Лестока, столь прекрасно сыгранная Владиславом Стржельчиком для меня является гигантским плюсом.
4. Никита Оленев.
Если Лесток в фильме является плюсом, то Никита - минусом. Из него сделали какую-то непонятную устрицу, не раскрыли его как героя, на его историю наплевали, превратив его в второстепенного, и даже третьестепенного персонажа. Он получился бесцветный - мы даже не знаем, какой у него характер, чёрт возьми. В то время как в книге этот герой получился одним из самых глубоких и самых приятных, у него была своя трогательная история, он имел характер. В фильме же он теряется на фоне товарищей, кстати, также нераскрытых, но являющихся главными благодаря любовной линии.
Теперь, когда плюсы и минусы мы разобрали, я просто расскажу о моих любимых героях в книге и в фильме.
В книге первое место занимает Никита. Добрый мальчик, который готов раздарить "дом по нитке" нуждающимся товарищам. Он является самым умным героем романа - ну, не считаю вице-канцлера и Лестока, но разницу в возрасте стоит учитывать. Относится к своим слугам как к близким людям (вспоминаем Гаврилу) и жалеющих всех и вся (его мысли о высоком и желание спасти человечество, как Иисус Христос подтверждают это). Его история получилась завершённой и интересной, ему можно по-настоящему сопереживать. То, во что его превратили в фильме, я уже сказала.
Ну а первое место в фильме занимает лейб-медик, и не только потому, что его просто обалденно - иначе не скажешь - сыграл Стржельчик. В фильме это единственный адекватный персонаж, очень похожий на простого реального человека. На эту роль не подходит Бестужев, который показан ангелом - смотрите, и императрице верен, и о России печётся... Это конечно прекрасно, но в фильме не рассказано содержание бумаг, из которых очень явно заметно, что именно Бестужев служит в первую очередь себе, а никакой не России. Короче, это такой благородный человек, который говорит очень умные фразы. А в итоге, между прочим, умнее и проворнее его оказались мальчишки-гардемарины, спасшие архив. То есть он сделал абсолютное ни-че-го, чтобы найти письма, и не сделал за весь фильм ничего умного - всё умное делал Лядащев. В то время как Лесток блестяще вёл игру, пока не вмешались всё те же злополучные гардемарины, которые всех переиграли и уничтожили. В фильме фигура лекаря раскрыта куда лучше, чем в книге. Великолепно показан его нрав - вспыльчивый, но отходчивый, его манера полюбовно договариваться, некоторая харизматичность... Но все эти вроде бы неплохие качества перекрываются хитростью и интригами придворного медика. В общем, я могу долго восхищаться игрой Стржельчика и прекрасными его репликами, правда, я не знаю кто их написал.
Вообще все три предыдущие серии стоит смотреть только ради этого момента. Дружинина очень классно придумала, включить такую сцену в фильм. Поясняю: при передачи Саше кошелька, Лесток протягивает руку, чтобы тот поцеловал (нечто вроде жеста благодарности сиятельным особам). Саша, который всё понял, не целует, явно показывая отсутствие уважения. Собственно, того Лесток и заслуживает, ведь хоть я и возносила его до небес как самого адекватного героя фильма, типаж такого человека малоприятен.
А вообще хочу выразить разочарование во всех героях. Они получились скучными и отталкивающими, ни к одному из них не возникло симпатии, за приключениями ни одного из них не смотрела я с замиранием сердца, сопереживая. Вот как-то реально пофиг. Наряду с отталкивающими есть и просто нейтральные, которые тебя не бесят, не отталкивают но и ничего другого не делают. К ним как раз таки относится Лесток, который нравится исключительно как более интересный персонаж, выделяющийся из серой массы, также абсолютно ничего не испытываешь к Брильи, Лядащеву, Елизавете и к одноразовым героям.
К первым же я могу отнести всех гардемаринов (за исключением Алёши) и конечно же главную красавицу Анастасию. И вот почему.
Мальчики не раскрыты. Про Никиту я сказала выше. Саша, гордый, немного эгоистичный (это видно скорее из книги). Но больше всего меня бесит эта навязчивая идея с Анастасией. Ну вот реально, даже жалко Серёжу стало, который для неё сделал всё. Саша же абсолютно ничего не сделал ради своей любви. А когда приходит время возится с бумагами - на первое место встаёт Анастасия. Короче, бесит.
Алёша нормальный, он относится к серой массе, которая отрицательных чувств не вызывает. Но любовная линия с Софьей мне очень нравится, она самая живая и трогательная, жалко, ей выделилось слишком мало времени, пара Софья-Корсак осталась в тени пары Саша-Анастасия, у которой ничего интересного нет.
Анастасия... Она невероятно бесявая, господи, как же она меня выбешивает. Гордячка, которая любуется собой, а в сложной ситуации становится куклой, куда потащат, туда и пойдёт. Она бросила свою мать; в некотором смысле разбила сердце тёте; потом разбила сердце Брильи, который благодаря её флирту уверился во взаимных чувствах. Затем, в порыве благородства Настасья спокойно рискует жизнью мальчика, который ей, оказывается, очень дорог. Лядащев правильно сказал. Анастасия - особа которой важнее всего она сама. Она может быть доброй, благородной, но до тех пор, пока ей самой не будет грозить опасность. Тогда ей важнее всего она сама, и всё равно, сколько людей пострадает.
Софья в целом нормальная девушка, гораздо более приличная, чем Анастасия, но не прочь подраться и вообще отпор дать может. Но потом мы выясняем, что она, оказывается, очень даже милая и нежная. В общем, опять никакой герой, ведь в тени Анастасии её не раскрыли.
Теперь, когда я всласть накритиковалась, скажу, что в книге минусов почти нет: цельный сюжет, всё переплетено, мальчики и политика сочетаются между собой гармонично, герои раскрыты и доработаны. Читать книгу легко и приятно благодаря красивому литературному языку. Правда, Анастасия для меня бесявая и там и там, но это моё личное мнение.
Но не смотря на всю мою критику и отрицательные стороны фильма, когда его показывают, я всегда спешу к телевизору, потому что это мой любимый фильм - за то, что это моё детство, за то, что там чудесные актёры и просто фильм очень красивый.
Итак, подводим итог: победила книга "Трое из навигацкой школы", экранизация которой имеет множество минусов и недостатков и не дотягивает до уровня книги.
Пишите комментарии, очень рада буду узнать ваше мнение о фильме, книге, ваших любимый и героях и прочем!