Найти тему
Мир книг и кино

"Трое из навигацкой школы VS "гардемарины, вперёд!"

Итак, первыми мы сравниваем замечательную книгу Нины Соротокиной "Трое из навигацкой школы" и её экранизацию.

И книга, и фильм я отношу к своим любимым, но, как это всегда водится, экранизация хуже самой книги. И гардемарины не стали приятным исключением.

кадр из фильма "Гардемарины, вперёд!"
кадр из фильма "Гардемарины, вперёд!"

Если смотреть отдельно фильм, не читая книгу - вам будет почти наверняка интересно, если вам, конечно, не слишком важна логика. Вы просто будете наслаждаться фильмом. Но вот понятно вам будет абсолютное ни-че-го. Для того, чтобы вы что-то поняли, вам нужно сначала прочитать книгу "Трое из навигацкой школы", где всё описано достаточно понятно. Но тогда вам, как и мне, будут бросаться в глаза минусы фильма. Но чтобы обсуждать их, сначала стоит ввести тех, кто не смотрел, не читал и не знает в курс дела.

Итак, идёт 1741 год, на престол взошла Елизавета Петровна, совершим дворцовый переворот. И вот тут-то начинается интрига. Французов не устраивает вице-канцлер Бестужев, и у одного умника всплывает: есть архив Бестужева! Его нам срочно нужно стащить! В Россию быстренько засылают кавалера де Брильи, и пошло-поехало... В эту историю вплетены трое мальчиков-гардемаринов, которые оказались причастны к так называемому преступлению, которое придумал интриган-врач императрицы, Иоганн Герман Арман де Лесток. "Бабий заговор" - ну не прекрасное ли средство для очернения Бестужева в глазах императрицы? Стоит лишь схватить нужных "подозреваемых", и всё, готово дело, но ввязываются наши мальчишки. Ну и, собственно, дальше происходит полный сумбур - они скачут туда-сюда за прекрасной Анастасией, беглой дочерью одной из заговорщиц, ловко обманывают Лестока и все вместе на карете уезжают в закат. Это короткий пересказ фильма, на описание книги уйдёт слишком много времени, но в целом сюжет тот же, лишь с небольшими изменениями. А теперь я позволяю себе раскритиковать фильм и вознести на литературный олимп книгу.

Итак, сначала перечислю плюсы фильма, очень жаль, что их немного:

1. Прекрасный актёрский состав.

2. Красивые костюмы и локации.

3. Чудесные песни.

И всё. Ну а дальше пошли минусы:

1. Плохой непонятный сценарий.

О да, всё пошло с него. Его пустили по одному месту, зрителю не объяснено ничего. А ведь в целом закрутка интересная, могло бы выйти что-то дельное. Но заморачиваться режиссёры не захотели, да и нормальное повествование в фильме не сделаешь - получится долгая нудятина.

2. В некоторых местах плохая игра юных актёров.

Это не слишком явный минус, но в некоторых сценах наигранность слишком явная - в основном когда гардемарины общаются друг с другом. Но вот любовные линии сыграны отлично, могу только аплодировать.

3. Логика ушла куда-то очень далеко.

Гардемарины вечно скачут на конях и дерутся на шпагах, но при этом слишком много говорят, что они гардемарины и хотят увидеть море. В книге почти нет скачек и драк, и при этом лишком малая связь гардемаринов с морем объясняется очень явно и хорошо.

Далее, какой-то лейб медик у нас показывается самым великим ужасным и могущественным человеком в стране. Это реально смешно, ведь по историческим данным особых отношений к политике он не имел, и никаким "сыщиком" и "судьёй" не был. Но вообще... Фигура Лестока, столь прекрасно сыгранная Владиславом Стржельчиком для меня является гигантским плюсом.

4. Никита Оленев.

Если Лесток в фильме является плюсом, то Никита - минусом. Из него сделали какую-то непонятную устрицу, не раскрыли его как героя, на его историю наплевали, превратив его в второстепенного, и даже третьестепенного персонажа. Он получился бесцветный - мы даже не знаем, какой у него характер, чёрт возьми. В то время как в книге этот герой получился одним из самых глубоких и самых приятных, у него была своя трогательная история, он имел характер. В фильме же он теряется на фоне товарищей, кстати, также нераскрытых, но являющихся главными благодаря любовной линии.

кадр из фильма "Гардемарины, вперёд"
кадр из фильма "Гардемарины, вперёд"

Теперь, когда плюсы и минусы мы разобрали, я просто расскажу о моих любимых героях в книге и в фильме.

В книге первое место занимает Никита. Добрый мальчик, который готов раздарить "дом по нитке" нуждающимся товарищам. Он является самым умным героем романа - ну, не считаю вице-канцлера и Лестока, но разницу в возрасте стоит учитывать. Относится к своим слугам как к близким людям (вспоминаем Гаврилу) и жалеющих всех и вся (его мысли о высоком и желание спасти человечество, как Иисус Христос подтверждают это). Его история получилась завершённой и интересной, ему можно по-настоящему сопереживать. То, во что его превратили в фильме, я уже сказала.

Ну а первое место в фильме занимает лейб-медик, и не только потому, что его просто обалденно - иначе не скажешь - сыграл Стржельчик. В фильме это единственный адекватный персонаж, очень похожий на простого реального человека. На эту роль не подходит Бестужев, который показан ангелом - смотрите, и императрице верен, и о России печётся... Это конечно прекрасно, но в фильме не рассказано содержание бумаг, из которых очень явно заметно, что именно Бестужев служит в первую очередь себе, а никакой не России. Короче, это такой благородный человек, который говорит очень умные фразы. А в итоге, между прочим, умнее и проворнее его оказались мальчишки-гардемарины, спасшие архив. То есть он сделал абсолютное ни-че-го, чтобы найти письма, и не сделал за весь фильм ничего умного - всё умное делал Лядащев. В то время как Лесток блестяще вёл игру, пока не вмешались всё те же злополучные гардемарины, которые всех переиграли и уничтожили. В фильме фигура лекаря раскрыта куда лучше, чем в книге. Великолепно показан его нрав - вспыльчивый, но отходчивый, его манера полюбовно договариваться, некоторая харизматичность... Но все эти вроде бы неплохие качества перекрываются хитростью и интригами придворного медика. В общем, я могу долго восхищаться игрой Стржельчика и прекрасными его репликами, правда, я не знаю кто их написал.

Кадр из фильма "Гардемарины, вперёд!"
Кадр из фильма "Гардемарины, вперёд!"

Вообще все три предыдущие серии стоит смотреть только ради этого момента. Дружинина очень классно придумала, включить такую сцену в фильм. Поясняю: при передачи Саше кошелька, Лесток протягивает руку, чтобы тот поцеловал (нечто вроде жеста благодарности сиятельным особам). Саша, который всё понял, не целует, явно показывая отсутствие уважения. Собственно, того Лесток и заслуживает, ведь хоть я и возносила его до небес как самого адекватного героя фильма, типаж такого человека малоприятен.

А вообще хочу выразить разочарование во всех героях. Они получились скучными и отталкивающими, ни к одному из них не возникло симпатии, за приключениями ни одного из них не смотрела я с замиранием сердца, сопереживая. Вот как-то реально пофиг. Наряду с отталкивающими есть и просто нейтральные, которые тебя не бесят, не отталкивают но и ничего другого не делают. К ним как раз таки относится Лесток, который нравится исключительно как более интересный персонаж, выделяющийся из серой массы, также абсолютно ничего не испытываешь к Брильи, Лядащеву, Елизавете и к одноразовым героям.

К первым же я могу отнести всех гардемаринов (за исключением Алёши) и конечно же главную красавицу Анастасию. И вот почему.

Мальчики не раскрыты. Про Никиту я сказала выше. Саша, гордый, немного эгоистичный (это видно скорее из книги). Но больше всего меня бесит эта навязчивая идея с Анастасией. Ну вот реально, даже жалко Серёжу стало, который для неё сделал всё. Саша же абсолютно ничего не сделал ради своей любви. А когда приходит время возится с бумагами - на первое место встаёт Анастасия. Короче, бесит.

кадр из фильма "Гардемарины, вперёд!"
кадр из фильма "Гардемарины, вперёд!"

Алёша нормальный, он относится к серой массе, которая отрицательных чувств не вызывает. Но любовная линия с Софьей мне очень нравится, она самая живая и трогательная, жалко, ей выделилось слишком мало времени, пара Софья-Корсак осталась в тени пары Саша-Анастасия, у которой ничего интересного нет.

кадр из фильма "Гардемарины, вперёд"
кадр из фильма "Гардемарины, вперёд"

Анастасия... Она невероятно бесявая, господи, как же она меня выбешивает. Гордячка, которая любуется собой, а в сложной ситуации становится куклой, куда потащат, туда и пойдёт. Она бросила свою мать; в некотором смысле разбила сердце тёте; потом разбила сердце Брильи, который благодаря её флирту уверился во взаимных чувствах. Затем, в порыве благородства Настасья спокойно рискует жизнью мальчика, который ей, оказывается, очень дорог. Лядащев правильно сказал. Анастасия - особа которой важнее всего она сама. Она может быть доброй, благородной, но до тех пор, пока ей самой не будет грозить опасность. Тогда ей важнее всего она сама, и всё равно, сколько людей пострадает.

кадр из фильма "Гардемарины, вперёд"
кадр из фильма "Гардемарины, вперёд"

Софья в целом нормальная девушка, гораздо более приличная, чем Анастасия, но не прочь подраться и вообще отпор дать может. Но потом мы выясняем, что она, оказывается, очень даже милая и нежная. В общем, опять никакой герой, ведь в тени Анастасии её не раскрыли.

кадр из фильма "Гардемарины, вперёд!"
кадр из фильма "Гардемарины, вперёд!"

Теперь, когда я всласть накритиковалась, скажу, что в книге минусов почти нет: цельный сюжет, всё переплетено, мальчики и политика сочетаются между собой гармонично, герои раскрыты и доработаны. Читать книгу легко и приятно благодаря красивому литературному языку. Правда, Анастасия для меня бесявая и там и там, но это моё личное мнение.

Но не смотря на всю мою критику и отрицательные стороны фильма, когда его показывают, я всегда спешу к телевизору, потому что это мой любимый фильм - за то, что это моё детство, за то, что там чудесные актёры и просто фильм очень красивый.

Итак, подводим итог: победила книга "Трое из навигацкой школы", экранизация которой имеет множество минусов и недостатков и не дотягивает до уровня книги.

Пишите комментарии, очень рада буду узнать ваше мнение о фильме, книге, ваших любимый и героях и прочем!