Когда в школе появились турникеты, многое изменилось. С одной стороны, появилось кое-что хорошее для родителей. Если раньше в здание школы не пускали, то теперь появился маленький "островок" между входной дверью и турникетами, и там можно было поговорить с учителем через перегородку или принести ребёнку забытую тетрадь, а, может быть, таблетку, если у него болит голова. С другой стороны, в связи с тем, что теперь родителей пустили в школу на один метр, их лишили возможности подниматься в кабинет учителя, если появились какие-то проблемы. Мол, есть этот "островок счастья" - на нём и общайтесь с учителями. Вот родители и общались при всём честном народе. Раньше это делалось в кабинетах учителей тайно, а теперь возле перегородки у турникета - при всех, и проблемы ребёнка теперь знали все окружающие. А окружающих было много. Одна бабушка подробно рассказывала учительнице о болезни внука, и его одноклассники узнали все пикантные подробности. Перекрывая разговоры других, отец старшеклассника пытался объяснить учительнице, что его сын не понимает, чем отличается мейоз от митоза, и он бы хотел, чтобы учительница вот прямо здесь ему объяснила, да и ребёнку тоже (16-летний ребёнок стоял рядом). Вот такая была техника безопасности. Кстати, это очень хорошо развлекало охранника и уборщиц. В эти минуты они замирали и полностью превращались в слух, боясь что-то пропустить. Охранник-то сидел на посту - это была его обязанность, а вот уборщицы на время прекращали работу и приходили на "шоу". Возможно, это был самый интересный момент в их работе.
Не знаю, как в других школах, но в нашей школе было такое правило. Если родитель изъявлял желание поговорить с учителем, его не пускали в школу, зато вызывали учителя к турникету. И хотя это было возможно только на перемене или после уроков, мне казалось, что это непорядочно по отношению к учителю. Пришла какая-нибудь мать поругаться или спросить очередную глупость, так она ни с места, а учитель должен спускаться к ней с третьего этажа. А потом - обратно на третий этаж! На каблуках туда и сюда по каждому зову!
Я старалась не ставить учителей в такую неприятную ситуацию и просто писала смс, если что-то нужно. Если учитель занят, он ответит попозже. Но многие родители с радостью пользовались своими новыми правами и охотно вызывали учителей "к барьеру". Почему-то я представила себе картину недалёкого будущего, если события будут развиваться в этом направлении. Представьте себе ситуацию: приходит в школу разъярённая мамаша со списком в руке, как для похода в аптеку. Она подходит к охраннику и говорит: "Вызовите мне, пожалуйста, к турникету вот этих пятерых учителей!" И подаёт список. Охранник читает список, звонит и вызывает нужных учителей. Учителя бросают все дела и несутся галопом вниз. Мать ученика, посчитав учителей, командует: "Постройтесь в шеренгу, мне так будет удобнее! Я ведь вызвала вас не просто так. У меня к вам претензия. Почему у моего сына такие плохие оценки по вашим предметам? Заметьте: по другим предметам у него всё хорошо, значит, другие учителя могут учить! Так в чём же дело? Почему вы не можете научить моего ребёнка? Слушаю вас, учитель физики! Что вы можете сказать в своё оправдание?"
Сейчас это похоже на страшный сон. Но ведь рано или поздно такое произойдёт! Сервис развивается! Нерадивые работники должны будут отчитываться перед клиентами за свои косяки.
***
Ещё немного о турникете и охраннике. Однажды на моих глазах произошла очень опасная ситуация. Пришла к турникету женщина с малышом. Малыш был в возрасте года с половиной. Женщина ждала своего старшего ребёнка, а младшему было скучно: он не хотел сидеть у мамы на руках, а хотел побегать. Мама устала от него и поставила его на пол. И через мгновение ребёнок оказался за турникетом. Он просто прошёл под перекладиной, а мама не имела права последовать за ним. А охранник проход ей не открывал - делал вид, что ничего не произошло.
Пока шёл урок, на первом этаже было пусто и тихо. Ребёнок радостно ходил и осваивал новую территорию: всё осматривал и исследовал, дёргал за ручки двери. Так он ушёл далеко от мамы. Мама звала его, но он не реагировал.
Прозвенел звонок. Послышался топот и гул. Все знают, что такое школьники, когда их много. Это лавина, которая может снести всё на своём пути. Тем более, школьники никак не ожидают, что у них под ногами может оказаться маленький ребёнок. Это необычная ситуация для школы. Ребята идут и смотрят вперёд или друг на друга, и уж точно не под ноги.
Мама малыша занервничала, но охранник не произвёл никаких действий. Он сделал вид, что не видит ни женщину, ни ребёнка. А старшеклассники приближались сплошной стеной. И, к счастью, одна девочки посмотрела себе под ноги. Она нагнулась уже в толпе и подняла на руки ребёнка. Увидев испуганную мать за перегородкой, девочка подошла к ней и вручила ей малыша. А охранник делал вид, что его это не касается. Он игнорировал эту женщину, приняв обиженный вид. Да и мать вела себя безответственно. Она кричала, звала ребёнка по имени, но подлезть под планку турникета она не решилась.
***
Я описала ситуацию в школе, а теперь вернёмся к проблеме нашей учительницы Марины Михайловны. Я позвонила ей вечером и сказала, что сделала то, о чём она меня просила. Я написала заявление, где подробно расписала, что прошу отдать мне мою дочь и взять на себя обязанности заботиться о её здоровье и жизни.
- А как вы сможете это заявление мне передать? - спросила Марина Михайловна.
Да, этот вопрос оказался трудным. Вроде бы что сложного: передал документ из рук в руки при входе в школу - и дело с концом. Но нет! Опасно! Свидетели нам не нужны. Все знали, что Роза Ильинична установила слежку за учителями. Она не одобряла, когда учителя дружат друг с другом, а уж тем более, с родителями. Это могло кончиться заговором, и тогда Роза Ильинична рисковала потерять своё многолетнее директорское кресло. А кто следил за учителями было неизвестно. Возможно, это делали даже уборщицы. А уж охранник - совершенно точно! Ему в руки вообще ничего не должно было попадать!
- Я придумала! - сказала я Марине Михайловне. - Всё просто! Я положу заявление между страниц в большую книгу, связанную с географией, и принесу вам. Вы подойдёте к турникету, а я отдам вам книгу и скажу: "Большое спасибо, Марина Михайловна, книга очень интересная! Ане так понравилось!" Или могу положить заявление в контурную карту и сказать: "Вот домашняя задание!" Или принесу атлас и скажу: "Ой, мы забыли отдать вам ваш атлас!"
- Страшно, - ответила Марина Михайловна. - И ведь через детей тоже нельзя передавать.
- Это я понимаю, - согласилась я.
***
Я задумывалась: во всех ли школах процветают такие же шпионские страсти, как у нас? Оказалось, нет! Забегая вперёд, я скажу, что Аня в 10 классе училась уже в другой школе. Однажды я зашла туда, чтобы поговорить с одним из учителей. Охранник был очень вежливый.
- Сейчас идёт урок, - сказал он.
- Я подожду, - ответила я.
- Заходите, садитесь на скамейку, - пригласил он, открывая турникет.
Я с удивлением вошла и села. "Но ведь родителей в школу нельзя пускать! - подумала я, вспоминая предыдущую школу. - Как этот охранник не боится?" И тут же я подумала: "А чего ему бояться? Я сижу на скамейке, и он меня видит". Вот до чего дошло! После ненормальной обстановки в той школе обычная вежливость уже кажется странной.
Когда прозвенел звонок, я подошла к охраннику и спросила, как я могу встретиться с учителем. И он ответил:
- Поднимайтесь на третий этаж. Кабинет 306.
- А что, так можно?
- Конечно! Уроки уже закончились.
Это было удивительно! Никто меня не подозревал, что я устрою заговор с учителем против директора, если оставить нас одних в кабинете. Это были обычные, доброжелательные отношения. Так и должно быть! Охранник знал, что моя дочь учится в этой школе, знал мою фамилию. У него был монитор на столе, где он мог видеть все мои перемещения по школе. Так почему бы ему не быть доброжелательным? А о чём мы говорим с учителем, это его уже не касается. И не нужен никакой балаган с общением родителей и учителей по разные стороны перегородки возле турникета в присутствии охранника и всевозможных зевак.
Продолжение: