Строительство этой трассы может обойтись в 200 млрд руб. О ее необходимости говорят с советских времен. После Олимпиады-2014 с развитием туристской инфраструктуры данный вопрос приобрел еще большую актуальность.
Современная автомагистраль между курортами юга России
За прошедшие десятилетия было проработано несколько вариантов трассировки, но ни один из них до сих пор так и не был реализован. Согласно последней информации, к строительству объекта приступят не раньше 2027-го при условии наличия необходимых средств, часть которых предполагается привлечь со стороны частных инвесторов.
В последний раз потенциальную дорогу между курортами «Красная Поляна» и «Архыз» на высоком уровне обсуждали в начале мая 2023-го во время совещания премьер-министра РФ Михаила Мишустина с членами Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, о чем сообщает сайт Кабмина.
Чиновники разного уровня вновь подчеркивали крайнюю важность данной дороги, призванной связать регионы Северного Кавказа с побережьем Черного моря и значительно упростить передвижение туристов между популярными местами отдыха. Предполагается, что трасса протяженностью 111 км пройдет также через горный курорт «Лагонаки», в строительство которого намерены вложить около 60 млрд руб. — в настоящий момент продолжаются проектные работы. Сегодня на преодоление маршрута Архыз – Сочи через Майкоп у автомобилистов уходит порядка восьми-девяти часов — 500 км.
Появление этой трассы, как отмечалось в ходе упомянутого совещания с премьером Мишустиным, поспособствует увеличению турпотока примерно в три раза — до 10 млн человек в год, что самым лучшим образом отразится на социально-экономическом развитии регионов. Кроме того, новый короткий маршрут позволит снизить логистические издержки и увеличить товарооборот между федеральными округами.
Как часть нового транспортного коридора
Дорога между курортами «Красная Поляна» и «Архыз» должна стать частью нового транспортного коридора Адлер – Пятигорск. В 2018-м предлагалось два варианта его трассировки. Первый предусматривал строительство магистрали через Кисловодск. Второй — через Черкесск. Стоит отметить, что последний ближе к схеме, рассматриваемой в 1960-х гг.
Михаил Мишустин, подводя итог обсуждению данной темы, отметил высокое значение этого проекта, заверив присутствующих, что предварительная работа в данном направлении уже ведется. В 2021-м он давал соответствующие поручения профильным министерствам. А в следующем году объект включили в Стратегию социально-экономического развития Северного Кавказа.
Реализовать инициативу предполагается в формате концессии с привлечением частных инвестиций. Таким образом, будущая дорога, по всей видимости, будет платной. По словам замглавы Минтранса РФ Валентина Иванова, учитывая масштабы проекта, к его воплощению приступят не раньше 2027 года.
Давняя идея, против которой выступают экологи
Стоит отметить, что с 1960-х приступить к строительству трассы намеревались несколько раз. Например, в самом начале позапрошлого десятилетия были подготовлены некоторые предварительные документы, но вмешался Росприроднадзор, выступивший против дороги, так как она должна пройти через Кавказский заповедник. Поэтому о ней на время забыли. Но после 2014-го тема вновь периодически выходит на повестку.
Сегодня защитники природы, различные общественные экологические организации и отдельные ученые также не поддерживают проект, полагая, что его реализация негативно отразится на экосистеме этих уникальных мест — заповедник будет по сути разрезан на несколько кусков, что, как утверждается, нарушит среду обитания диких, в том числе и краснокнижных животных.
Головную боль экологам добавляет и желание властей проложить здесь также железную дорогу, о чем было заявлено в ноябре прошлого года. Правда, стальная магистраль Сочи – Архыз, по предварительным оценкам, обойдется более чем в 1 трлн руб. Поэтому, как кажется, поезда застучат колесами на данном маршруте еще нескоро.