Найти в Дзене
Строительный мир

«Дорога жизни» за десятки миллиардов рублей: еще 10 лет ожиданий

Тема строительства этой дороги поднималась неоднократно на самых разных уровнях. Проект называли жизненно необходимым для жителей Березовского района, ведь последний является единственной в Ханты-Мансийском автономном округе административно-территориальной единицей, по преимуществу не имеющей круглогодичной связи между населенными пунктами по автодорогам с твердым покрытием. Соответственно, не просто попасть и на «большую землю». Минус 5 тыс. человек Сегодня на данной территории площадью 88 тыс. кв. км (северо-запад Югры) насчитывается чуть более 20 поселков (включая два пгт), деревень и сел с общим населением 23 тыс. человек. Люди уезжают с района (минус 5 тыс. с 2002-го) в том числе из-за отсутствия должной инфраструктуры. Фактор логистики сказывается и на ценах в магазинах, и на жилищном вопросе. В частности, переселение из аварийных домов в новые квартиры затрудняется отсутствием последних. Застройщикам нецелесообразно реализовывать здесь подобные проекты. Среднерыночная цена за «
Оглавление

Тема строительства этой дороги поднималась неоднократно на самых разных уровнях. Проект называли жизненно необходимым для жителей Березовского района, ведь последний является единственной в Ханты-Мансийском автономном округе административно-территориальной единицей, по преимуществу не имеющей круглогодичной связи между населенными пунктами по автодорогам с твердым покрытием. Соответственно, не просто попасть и на «большую землю».

Минус 5 тыс. человек

Сегодня на данной территории площадью 88 тыс. кв. км (северо-запад Югры) насчитывается чуть более 20 поселков (включая два пгт), деревень и сел с общим населением 23 тыс. человек. Люди уезжают с района (минус 5 тыс. с 2002-го) в том числе из-за отсутствия должной инфраструктуры. Фактор логистики сказывается и на ценах в магазинах, и на жилищном вопросе.

© Seryo93 / CC BY-SA 4.0 (ХМАО на карте)
© Seryo93 / CC BY-SA 4.0 (ХМАО на карте)

В частности, переселение из аварийных домов в новые квартиры затрудняется отсутствием последних. Застройщикам нецелесообразно реализовывать здесь подобные проекты. Среднерыночная цена за «квадрат» в труднодоступных местах ХМАО на первичном рынке составляет 70-90 тыс. руб. А завозить те же стройматериалы для возведения домов приходится либо по зимникам, либо по рекам, что автоматически ведет к удорожанию работ.

«Дорога жизни», которая так и не появилась

Появления трассы «Березово – Игрим – Приобье» ждут давно. В начале прошлого десятилетия проводились изыскания и готовился проект участка между двумя первыми поселками. Реализовать его предполагалось в три этапа за 10 млрд руб. На сайте местной администрации тогда подчеркивалось, что наличие круглогодичной транспортной связи между населенными пунктами поспособствует активизации хозяйственной деятельности, обеспечит благоприятные условия для развития промышленных кластеров, что скажется положительно на экономике не только района, но и региона в целом.

Губернатор Югры Наталья Комарова в 2012-м назвала эту транспортную артерию «дорогой жизни». Глава ХМАО отметила, что проект сложный и быстро вопрос не решится, но действовать в этом направлении крайне необходимо. Однако двухполосной трассы с асфальтобетонным покрытием так и не появилось.

Еще 10 лет?

С тех пор вопрос время от времени обсуждался властями, появлялись проблески надежды на скорое строительство... Но ждать придется, видимо, еще лет десять. В 2021-м в Управлении дорожного хозяйства депдорхоза и транспорта Югры пояснили, что проект, который к этому времени оценивался в 48 млрд руб. (речь о всей трассе «Березово – Игрим – Приобье») будет реализован в период с 2026-го по 2030-й гг.

Данную информацию подтвердили и в марте следующего года в окружном правительстве, отметив при этом, что проектная документация относительно южного участка «Игрим – Приобье» направлена на экспертизу в федеральное профильное учреждение. Ориентировочная стоимость строительства этой трассы предварительно оценена в 35 млрд руб. Правда, подсчеты проводились до удорожания строительных материалов.

©  КУ «Управление автомобильных дорог ХМАО» / ugrador.ru (Одна из дорога ХМАО)
© КУ «Управление автомобильных дорог ХМАО» / ugrador.ru (Одна из дорога ХМАО)

В декабре 2022-го Главгосэкспертиза РФ сообщила о выдаче положительного заключения, отметив стратегическую важность будущей дороги. Длина автомобильного маршрута, который пройдет между реками Обь и Малая Сосьва от Игрима до Приобья, составит 146 км (от Игрима до Березово — около 110 км). На трассе предусмотрено возведение 18 мостов.

Правда, к строительству приступят уже после 2030-го, о чем летом прошлого года рассказали в Департаменте дорожного хозяйства и транспорта ХМАО. Причиной пересмотра сроков названа значительная капиталоемкость проекта. В данный момент основные средства местного дорожного фонда направлены на возведение нового мостового перехода через Обь в районе Сургута.