Найти в Дзене
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Дуб Святого Йодока или как Лабиау (Полесск) стал местом христианского паломничества к языческой святыне.

Герб восточно-прусского Лабиау, который позаимствовал его советско-российский преемник Полесск, является не только очередным примером появления на геральдике лютеранского города языческих символов, но и доказательством того, что в Пруссии всё было в порядке с маркетингом. Еще до получения городских прав город на реке Лаба (ныне – Дейма) стал одним из главных христианских центров паломничества в Пруссии к … языческому дубу!

Лабиау (ныне Полесск) на карте Пруссии.
Лабиау (ныне Полесск) на карте Пруссии.

Тевтонцы завоевали это прусское поселение в 1258 году и возвели здесь деревянную крепость, которую позже перестроили в каменный замок. Это был форпост, отделяющий уже порабощённую Самбию от исторической области Надровия, которую рыцари сначала назовут Великой пустошью и забудут про неё, а потом потратят много сил и крови на купирование угрозы, исходящей с данного направления от литовцев и скальвов. Также замок служил для защиты орденских владений со стороны залива Куришес-Хафф (совр. Куршский залив).

Замок Лабиау.
Замок Лабиау.

Прусское поселение в разное время имело несколько созвучных названий: Лобиав, Лабиов, Лабиав. Но в конце концов немцы остановились на Лабиау, в корне которого слово из языка куршей, давшее название и самой реке Лаба (ныне – Дейма), что можно перевести как «хороший».

С этим городом связана одна из важнейших исторических дат в истории Пруссии. В 1656 году здесь Великий курфюрст заключил договор со шведами, который стал первым шагом к получению независимости Прусского герцогства от Польши и образованию королевства. Уже к этому моменту Лабиау являлся одним из центров паломничества. И вот это нашло отражение в геральдике.

Один из первых вариантов Герба.
Один из первых вариантов Герба.

25 июля 1642 года всё тот же Великий курфюрст пожаловал городу на третьей по значимости реке региона городские права и герб, который основывался на исторической печати, датируемой второй половиной XIV века. В грамоте было прописано следующее: «Белый щит, на нём рука из голубого облака, держащая охотничий рог и снизу зелёное дерево, над щитом зубр». В дальнейшем гербовый символ использовался либо в упрощенном варианте (без зубра), либо в полном виде, где главное царствующее в местных лесах животное опирается на рыцарский шлем.

Начнём со второстепенных (для этого повествования) элементов, постепенно дойдя до самого интересного. «Рог изобилия» в дохристианскую эпоху – это рог козы Амалфеи, вскормившей Зевса. Даёт обладателю всё то, что он пожелает, является символом щедрости и могущества. В Библии рог – синоним слова «сила» и упоминается в Евангелии от Луки: «Бог воздвиг нам рог спасения». Таким образом руку с рожком можно трактовать как знак божественного спасения пруссов от тёмных языческих сил.

-4

Не является случайным и положение изображённого облака. «То, что выходит из облаков – благословение». Поэтому в нашем случае облако уходит за край герба, т.к. благословение «идёт от безначального и бесконечного, сущего на Небеси».

«Короли прусских лесов» - именно так зубров называли в Германии, т.к. в лесничествах Восточной Пруссии была их максимальная популяция, которая начала стремительно сокращаться после массовой вырубки лесов. Есть версия, что последняя самка зубра в этих краях была убита в 1756 году.

В христианстве бык, как и агнец, имел жертвенную природу, поэтому стал символом евангелиста Луки, раскрывшего в Евангелии жертвенную природу Христа. Рыцари часто украшали свои шлемы рогами убитых на охоте быков, считая это демонстрацией бесстрашия и доблести. Всё это конечно увлекательно, но скорее всего появление на гербе головы быка куда как прозаичней - Лабиау и расположенные восточнее его лесные угодья были излюбленными местами охоты всех правителей Пруссии.

-5

А теперь о главном элементе – дубе. Есть версия, что в прусском Лабиау стоял священный многовековой дуб, где поклонялись одному из главенствующих богов. Во многих источниках приводится версия о том, что здесь почитали Перкунаса (бог молний и неба), но я бы усомнился в этом, т.к. городище лежало у берега реки, впадающей в залив, а значит могло считаться вратами в иной мир, которым правил Патолло, чьё им с прусского можно перевести как «подземный» («po»-«под» и «tula»-«земля»). Да и дуб, судя по обрывистым данным, стоял у воды, а значит близко к тому месту, где умерших на подожжённых плотах могли отправлять в иной мир.

Святой Йодок дошёл до Лабиау, коллаж.
Святой Йодок дошёл до Лабиау, коллаж.

По всей видимости дуб тот рыцари по какой-то неведомой причине не срубили, а стали использовать уже в своих целях. Его освятили именем Святого Йодока - покровителя путников и паломников, моряков и фермеров, больных, умирающих и бездетных.

Йодок (Юдок, Иудок, Жосс) известен в христианском мире как бретонский дворянин VII века. Хотя и не был канонизирован, но почитается как святой. Он был сыном Ютаэля, короля Бретани. В 636 году отказывается от наследства и богатства, отправляется паломником в Рим. Во время этого путешествия был рукоположен в священники и стал отшельником в северной Франции, где и жил до конца своих дней. Согласно сказаниям, тело его было нетленным. Образовался целый культ. В VIII веке на месте жилища отшельника построили монастырь Сен-Жосс, где хранились его мощи.

Современный Полесск.
Современный Полесск.

В орденские времена дуб стал местом паломничества, к нему стремились попасть жители не только Тевтонского государства, но и соседи из Литвы и Польши. Место считалось третьим по значению и святости после креста Святого Адальберта и Святых Липок (совр. Свента Липка, Польша). Даже кирху Лабиау освятили в честь Святого Йодока. Моряки, спускавшиеся по Лабе в опасный залив, неизменно кидали монетку в большое дупло дерева. Так делали и пешие путешественники, паломники.

Любопытный факт. А вы знаете как закончил свою жизнь, упомянутый в контексте рога, Лука? Его повесили … на дубе.

Герб Полесска.
Герб Полесска.

Герб Полесского городского округа позаимствовал символику Лабиау и в 2008 году был внесён в Государственный геральдический регистр со следующей формулировкой: «В серебряном поле выходящая из возникающих слева и сверху лазоревых облаков рука в зеленом рукаве, держащая золотой охотничий рог и сопровождаемая внизу вырастающим из зеленой пониженной оконечности зеленым же древом».

-9

Герб украшен голубой с золотом лентой в виде картуша, которая гармонирует с барочным щитом герба и одновременно напоминает свиток. Голубой цвет здесь символизирует водную гладь. Что ж, получается, что только администрация Полесска вспомнила, что город стоит на реке!

© Дмитрий А. Галлис

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.

Леса
8465 интересуются