В начале 50-х годов Московский завод малолитражных автомобилей начал разработку нового, более современного автомобиля "Москвич-402". Он должен был заменить уже устаревшие модели 400 и 401. В разработке автомобиля принимали участие работники других автозаводов, в частности были приглашены сотрудники с ГАЗа и ЗиСа. Заводом во время разработки модели для более тщательного изучения было закуплено по одному экземпляру итальянского, французского, английского и немейского автомобиля. Но ни один из этих вариантов так и не стал прототипом советского автомобиля. Хотя примененные в зарубежных автомобилях решения дали не маленький толчок к созданию новой и оригинальной конструкции. В некоторых прототипах были применены детали от зарубежных автомобилей, но в итоге от них все равно отказались. Таким образом "Москвич-402" получился с более современной внешностью, просторным и комфортным кузовом с отдельным багажным отделением. Не без помощи ГАЗа было собрано семь прототипов легкового автомобиля, кот