Найти в Дзене
Охотник за Мечтой

Почему "мирный воин" Миллмэна занимается гимнастикой, а не боевыми искусствами?

Оглавление
Кадр из фильма "Мирный воин"
Кадр из фильма "Мирный воин"

Наверняка многие поклонники боевых искусств, считающие себя причастными к Пути воина, познакомившись с культовым фильмом Виктора Сальвы, задались вопросом:

- Какое отношение спортивная гимнастика имеет к воинской философии? Почему Дэн Миллмэн, автор книги, по которой отснята эта драма, сделал своего главного героя гимнастом, а не, скажем, боксёром?

О чём бы ни писал автор, он пишет о себе

Многое встаёт на свои места, когда мы знакомимся с биографией Дэна Миллмэна и узнаём, что гимнастом-то был он, поэтому и книгу "Путь мирного воина" называют автобиографической. Другими словами, Миллмэн писал о себе, а он был гимнастом. А если был бы поваром, то и его герой тоже был бы каким-нибудь вставшим на Путь поваром в стиле Нико.

Впрочем, в Википедии мы находим информацию о том, что Миллмэн ещё и инструктор по боевым искусствам. Оказывается, у него первый дан по айкидо. Отношение к айкидо у всех разное, кто-то и за боевое искусство его не считает, но резонный вопрос должен возникнуть у всех: если Миллмэн, кроме того, что гимнаст, ещё и айкидока, то почему герой его книги не имеет к боевым искусствам никакого отношения?

Дело в том, что наиболее значимые и драматичные годы своей жизни Миллмэн связал со спортивной гимнастикой: он был чемпионом мира по прыжкам на батуте, он очень много и упорно тренировался, получил серьёзнейшую травму, разбившись на мотоцикле, а потом долго восстанавливался, но смог снова вернуться в спорт и состояться уже как тренер. Весь этот опыт борьбы с собственными слабостями, страхами, желанием себя пожалеть опирается на одну телесную практику - спортивную гимнастику.

А к айкидо Миллмэн пришёл позже, уже после того, как начал понимать Путь воина. Поэтому и главного героя книги он назвал "мирным воином", имея в виду, что этот человек сумел найти воина в себе, не прибегая к традиционному инструменту - боевым искусствам.

Но действительно ли "мирный воин" имеет право на существование? Не является ли такой взгляд на вещи выхолащиванием сути воина?

-2

Что это за Путь?

Путь воина - философское понятие. По этой причине разные люди вкладывают в него разное содержание. Давайте рассмотрим 4 разных варианта трактовки.

1. Путь воина - это путь служения.

Такой вариант близок тем, кто как-то знаком с японской самурайской традицией, ведь Бусидо требует от самурая собачьей преданности господину. "Наша честь - это верность" - было выбито на эСэСовских кинжалах, но могло быть выгравировано на самурайских мечах или у многих наших силовиков, сделавших выражение "у меня приказ" своей личной мантрой.

С моей точки зрения такое понимание Пути воина имеет меньше всего прав на существование по одной простой причине: оно предполагает сознательный отказ от личностного роста и превращение человека в робота, zombie, пытающегося снять с себя ответственность за собственные деяния.

2. Путь воина - это путь насилия.

Такое понимание Пути близко милитаристам, обожествляющим войну, агрессию, оружие и всё, что связано со способностью одних подавлять других.

Мало кто знает, но Миллмэн ещё и отучился на психолога. И как психолог он бы со мной согласился: всякая попытка превратить оружие в фетиш, всякое коленопреклонение перед насилием или агрессией - это стремление глубоко упрятать детские страхи, память о том, как писался в простынь, и подсознательное наивное желание всё же доказать миру, какой ты на самом деле Папа - большой и сильный.

Милитаристом правит его страх, поэтому к пути воина такая жизненная позиция не может иметь никакого отношения.

3. Путь воина - это стремление к смерти.

Чисто японская тема, знакомая нам по пропагандистским трактатам "Бусидо - душа Японии" и "Хагакурэ". О них я писал в одной из прошлых публикаций, поэтому не буду повторяться. Подчеркну лишь главный вывод:

- идею о том, что Путь воина - это стремление к смерти сделали популярной те политические абьюзеры, кому было выгодно превратить воина в марионетку.

4. Путь воина - это путь обретения власти над своим страхом.

Именно в таком понимании Миллмэн и рассуждает о Пути в своих книгах. Поэтому и воин его "мирный", то есть не практикующий боевые искусства. Ведь для обретения власти над своим страхом, вполне сгодится спортивная гимнастика, особенно если ты из-за травмы не допущен к Олимпийским играм, а врачи ставят крест на твоей спортивной карьере.

Такое понимание Пути лично мне кажется наиболее адекватным, ибо требует от человека личностного роста: избавиться от страха нельзя, а вот учиться работать с ним, укрощать его, взращивать в себе его антипода - можно. Но это требует постоянной работы над собой в течение всей жизни. То есть Пути.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК