Даже мне бывает его нелегко остановить. Приходится действовать категорично: голос повысить, прикрикнуть. Его ровесники, боюсь, предпочтут сократить с ним контакты, а то и вовсе будут его травить.
Из рабочего процесса:
Мне кажется, что наша проблема состоит в том, что сын не видит и не чувствует границ допустимого в поведении. Например, балуется до тех пор, пока не поранится, когда мы с ним играем в какие-то подвижные игры, то до тех пор, пока не сделает кому-нибудь больно, смеется над чем-то почти до колик (причем видно, что из себя выдавливает - уже давно несмешно), во дворе с ребятами нормально играет, а потом всех достает, чтобы играли в его игры, к старшим ребятам пристает с какими то "детскими" разговорами (например, какие у него дома машинки и компьютерные игры), в то время как его об этом никто и не спрашивает и им не интересно это слушать, заняты своей игрой. Как будто он ловит какую-то волну и несется на ней до последнего, пытается выжать из нее максимум.
Даже мне бывает его нелегко остановить. Приходится действовать категорично: голос повысить, прикрикнуть. Его ровесники, боюсь, предпочтут сократить с ним контакты, а то и вовсе будут его травить.
Подскажите, пожалуйста, - это и есть кризис 7 лет или это наши "заморочки"? И как это можно исправить?
Скорее всего, это он и есть.
Суть кризиса семи лет в утрате спонтанности. Ребенок перестает быть игривым малышом, забавным и ласковым. Он становится серьезным «взрослым» мальчишкой. Даже меняется его ведущая деятельность с игровой на учебную. Поэтом у совершенно нормально, что ребенка в этот период «болтает» между взрослыми и детскими формами поведения.
Мальчик в этом году пошел в школу?
Как помочь мальчику, ускорить его стабилизацию? Необходимо и спокойно и ненавязчиво помогать ему становиться взрослым, поощряя его взрослые формы поведения, доступно объяснять, почему «детские» формы поведения сейчас становятся неэффективными, показывать ему преимущества его нового возрастного периода.
Помочь ему понимать и принимать других людей может такой не очень сложный прием. Попробуйте с ним вместе анализировать разнообразные ситуации, которые происходят непосредственно с ним или те, о которых он читает, или видит в кино. Предложите ему догадаться, почему так происходит, из-за чего кто-то обижается на кого-то, от чего люди расстраиваются, чему радуются. Делитесь с ним своими чувствами, что Вы испытываете, когда они с сестренкой ссорятся, когда дружно играют и т.д.
Хорошим материалом для такой работы могут стать рассказы Н.Носова.
Как себя чувствовали мальчишки из "Живой шляпы"? Каково было котенку под шляпой, когда в него полетела картошка?
Попробуйте такие разговоры сделать фоновой игрой, в которую можно играть по дороге куда-нибудь, или ожидая чего-нибудь.
Давайте начнем с этих несложных шагов. Если их окажется недостаточно, будем думать дальше. Возможно, Вам потребуется очная встреча со специалистом.
____________________________________
О переживании кризисов можно почитать здесь