В большинстве случаев все недостатки в купленном товаре выявляются в первые же дни после его приобретения (или доставки, если он покупался дистанционно). Поэтому все претензии по поводу некачественного товара решаются с продавцом, как правило, в короткие сроки.
Но в судебной практике встречаются примеры, когда даже спустя несколько лет после покупки деньги за некачественный товар возвращали.
9 мая 2019 года женщина приобрела дистанционным способом (в интернет-магазине) дорогой зеркальный фотоаппарат в кредит.
В товарном чеке указывалось, что гарантийный срок составляет 24 месяца. Но в начале мая 2021 г. фотоаппарат сломался. 6 мая покупательница обратилась в экспертную организацию — там дали заключение, что нарушений правил эксплуатации устройства не выявлено, для установления причины поломки требуется внутренний осмотр.
Поскольку вскрытие устройства не допускается без участия продавца, 11 мая женщина направила в магазин письменную претензию, уведомив, что 18 мая будет проводиться независимая товароведческая экспертиза по такому-то адресу.
По итогам экспертизы подтвердилось, что в фотоаппарате вышла из строя материнская плата, этот недостаток носит производственный характер. Однако продавец отказался возвращать деньги за товар, сославшись на то, что гарантийный срок на него истек 3 мая 2021 года (т. е. буквально неделю назад).
Тогда покупательница обратилась в суд, потребовав не только вернуть ей стоимость фотоаппарата, но и взыскать с продавца неустойку (1% цены товара за каждый день просрочки возврата денег), сумму процентов, выплаченных истцом по кредиту, разницу в стоимости товара (к тому времени он уже подорожал), компенсацию морального вреда, штраф за отказ добровольно исполнить требования потребителя и судебные расходы.
Несмотря на утверждение продавца, что на дату предъявления покупателем претензии гарантийный срок на фотоаппарат истек, суд посчитал, что покупательница «уложилась» в заявленные продавцом 2 года гарантии. Согласно товарному чеку фотоаппарат был приобретен 9 мая 2019 г. — значит, 2 года истекли 9 мая 2021 г.
Но поскольку в мае 2021 года дни с 1 по 10 мая были объявлены Президентом РФ нерабочими, действует общее правило: если последний день срока выпадает на нерабочий день, то он переносится на ближайший за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).
Поэтому последним днем гарантийного срока на фотоаппарат является 11 мая — в этот день покупательница и подала претензию продавцу, так что все необходимые сроки были ею соблюдены.
В пределах гарантийного срока ответственность за недостатки, возникшие в товаре, возлагается по умолчанию на продавца и изготовителя товара, если они не докажут, что причиной поломки стали действия потребителя (ст. 19 Закона о защите прав потребителей).
Суд применил это правило — и поскольку выявленный в товаре недостаток оказался существенным, а продавец не представил доказательств в пользу того, что фотоаппарат сломался по вине потребителя, исковые требования признали обоснованными.
С магазина взыскали все суммы, заявленные покупателем, и лишь неустойку с судебными расходами уменьшили частично. Магазин обжаловал решение в апелляцию — но там не только согласились с первой инстанцией, но еще и увеличили размер взысканной неустойки (определение Мосгорсуда по делу № 33-3581/2023).
Подписчикам моего канала на платформе Boosty доступна подробная инструкция о том, как вернуть деньги за некачественный товар, приобретенный в интернет-магазине, с шаблонами всех необходимых для этого заявлений.