Nvidia — настоящий гигант на рынке видеокарт и ускорителей вычислений. У большинства пользователей компьютеров этот бренд ассоциируется, как и его продукция из семейства GeForce.Однако мало кто знает, что истоки этой компании тесно связаны с Sega, когда-то одним из крупнейших производителей консолей на рынке. Давайте посмотрим, почему это сотрудничество было одновременно и спасением, и проклятием для зеленых, и как оно повлияло на весь компьютерный рынок.
Nvidia была основана в 1993 году, и ее начало не означало, что она станет лидером рынка графических чипов. Когда компания была основана, в ней было всего 40 000 человек, что, конечно, слишком мало для исследования GPU. К счастью, организация получила внешнее финансирование в размере 20 миллионов долларов, которое могла потратить на свои первые проекты. Так началась работа над ускорителем 3D NV1 , который для многих до сих пор является достаточно загадочным оборудованием.
Начало приключений Nvidia с GPU
Однако это неудивительно, учитывая, что устройство было известно как STG2000 и производилось компанией SGS-Thomson Microelectronics. Его доступность на рынке была низкой, и единственной широко известной картой на основе чипа была Diamond Edge 3D. NV1 был уникальным устройством для своего времени, потому что он был создан с учетом широкого спектра мультимедийных возможностей. Под словом мультимедиа мы подразумеваем не только графику, но и звук. В начале 1990-х компьютеры были довольно ограничены в плане обработки звука. NV1 решил эту проблему, благодаря встроенной 32-канальной системе обработки звука.
Однако не это больше всего отличало этот продукт. Nvidia подготовила первый мультимедийный ускоритель, который был полностью совместим с функциями, предлагаемыми Windows 95. Таким образом, он обеспечивал аппаратное ускорение 2D- и 3D-графики, поддержку воспроизведения аудио и видео, а также нечто удивительное — полную совместимость с контроллером консоли Sega Saturn. . Поэтому Diamond Edge 3D продавался в комплекте с пэдом и дополнительной дочерней картой, прикрепленной к самому ускорителю и оснащенной разъемами для контроллера.
Этот последний элемент может быть очень удивительным с сегодняшней точки зрения. Однако в то время он выглядел достаточно вдумчивым и рассудительным, особенно со стороны самой Sega. Японский производитель консолей Saturn тогда столкнулся с большими проблемами в привлечении разработчиков к своему оборудованию. Разработчики игр считали, что создавать игры для такой структуры прямо-таки нелепо сложно, а при оптимизации даже рвали на себе волосы. Яблоком раздора стала сложная структура устройства, а также метод обработки графики.
Когда большая часть рынка создавала графические макеты, генерирующие графику на основе треугольников, Sega сосредоточилась на обработке четырехугольных текстурных карт. Такой подход вызвал множество проблем, на решение которых у разработчика ушло очень много времени. Sega искала решение, и именно здесь на сцену выходит Nvidia и ее чип NV1. Это потому, что этот также был подготовлен с целью обработки четырехугольных текстурных карт. Однако важнее то, что Зеленые построили полностью мультимедийную карту, включая обработку звука, что было важной частью информации для производителя консоли. Его использование может снизить стоимость создания нового оборудования в будущем.
Sega и Nvidia заключают альянс
Руководство Sega было настолько очаровано проектом NV1, что решило потратить 7 миллионов долларов на дополнительные инвестиции в проект . Чтобы было интереснее, оформили фактически вслепую, ведь сам контракт был подписан до премьеры зеленой сделки. Казалось, все идет гладко. Обе организации подписали соглашение о партнерстве, в соответствии с которым Nvidia получила эксклюзивную лицензию на преобразование игр Sega для ПК, выпущенных на компакт-дисках . Игры, перенесенные с Saturn, работали только на «зеленых» 3D-ускорителях и не могли быть перенесены на какое-либо другое оборудование .
Дженсен Хуанг, генеральный директор Nvidia, заявил в то время, что программное обеспечение Sega будет использовать все преимущества процессоров NV1. Предполагалось, что компьютерные геймеры будут ошеломлены графикой, которую они получат таким образом. Глядя на действия обоих актеров, отраслевые аналитики задавались вопросом, не слишком ли радикален подход с наложением квадратных текстур . Другие компании единогласно отвергли эту идею, сделав выбор в пользу обработки полигонов. Немного опередив их, они были правы в этом случае.
Усложнение NV1 и впихивание обширного функционала в одну карту должно было стать преимуществом, но в итоге стало проблемой устройства . Во-первых, карта была дорогой, а специфический способ обработки графики вызывал проблемы совместимости. Кроме того, аудиомодуль выступил средне. Зеленые также понесли большие расходы, связанные с интеграцией службы контроллеров с Segi Saturn. Однако настоящим гвоздем в гроб стало представление Microsoft API DirectX , в котором Microsoft явно пошла в сторону рендеринга с использованием треугольников. Это быстро положило конец надеждам Nvidia стать лидером рынка.
Однако Хуанг и компания не собирались сдаваться, ведь контракт с Sega все еще был в их руках. Японцы уже подумывали о новой консоли, и технология Nvidia, казалось, попала в точку. Ю Судзуки, глава отдела Sega AM2, делегировал команду для работы с зелеными, чтобы изложить требования к новой системе. Здесь стали возникать серьезные трения между предприятиями.
Преемник NV1, чип NV2, должен был стать основой для консоли Dreamcast. Для Nvidia такой контракт был бы огромной сделкой — ведь «Зеленые» были на тот момент действительно небольшой компанией, которая, к тому же, не была еще более успешной (потому что NV1 тяжело рассматривать). Нужно было только согласовать детали и в том-то и была их чертовщина. Sega, не сумевшая обрабатывать графику с помощью четырехугольников, искала GPU, основанный на обработке треугольников. Nvidia, с другой стороны, настаивала на квадратном отображении текстур. Довольно непонятный подход в контексте уже упомянутого рыночного дебюта DirectX. Зеленые пытались убедить Sega, что лучше просто адаптировать существующие средства разработки для рендеринга на треугольниках к преобразованию в четырехугольники. Наступила патовая ситуация, и японцам пришлось всерьез заняться поиском альтернативы НВ2.
В итоге Sega сообщила Nvidia, что выбирает решение, разработанное NEC/VideoLogic, отметив при этом, что не выходит из соглашения о сотрудничестве. По замыслу Зеленые должны были подготовить менее эффективную систему для второго поколения планшета Sega Pico. Отсутствие финансирования и перспектива продажи NV2 побудили Хуанга отменить проект. Чип так и не прошел стадию проектирования, и даже не была подготовлена его рабочая тестовая версия.
Зеленые на грани краха
Как и следовало ожидать, это был огромный провал для Nvidia как в финансовом плане, так и в плане имиджа . Руководство не устраивала работа нынешних дизайнеров микросхем, поэтому было решено воспользоваться услугами Дэвида Кирка, программиста и разработчика из Crystal Dynamics. Как оказалось, это был бычий глаз, благодаря которому предмет мог возродиться. В другом проекте, известном как NV3, Зеленые объявили, что их родным API будет Direct3D, что привлекло Microsoft и получило преимущество на 3dfx, PowerVR и ATI, использующих собственные библиотеки. Это окупилось несколько лет спустя, когда компания из Редмонда разрабатывала первый Xbox, для которого Nvidia только что поставила графический процессор.
Оглядываясь назад, мы знаем, что контракт между Nvidia и Sega на самом деле не удался . Упорство зеленых могло закончиться для компании катастрофой, и в результате мы никогда не увидели бы карты GeForce. В свою очередь, Sega не смогла бороться с PlayStation, а Dreamcast не стала связываться с рынком, хотя во многом это была действительно интересная конструкция. Конверсии компьютерных игр от Saturn продавались в среднем, и их было очень мало. Трудно даже сказать, оправилась ли Sega от своих инвестиций в Nvidia. Спустя годы японское предприятие уйдет из сегмента консолей, а «зеленые» станут крупнейшим производителем автономных видеокарт на рынке. Это только показывает, насколько извращенной может быть жизнь.