Как то так получилось, что на змей я смотрел довольно спокойно и даже где-то в четвертом классе мечтал стать змееловом. Может повлияли рассказы отца, а может влияние художественной литературы, но мне было интересно наблюдать и ловить ужей и змей. У нас в лесу с времен войны остался противотанковый окоп полуразрушенный и заросший подлеском. Там я было почему то всегда много гадюк и я почти каждый день бегал смотреть и считать, а иногда и ловить.
Я не убивал их, максимум , что делал, это давал прикусить тряпку и вырывал ядовитые зубы и отпускал. Ужей на спор с друзьями кидал за пазуху и ходил. А когда уже повзрослел, то перестал ловить, но относиться стал более равнодушно. По работе пришлось много поколесить по Казахстану и Средней Азии. Даже в Индии довелось поработать. Вот и хочу рассказать несколько случаев, в которых по воле Господа, или еще кого то, все для меня обошлось благополучно.
В 1970 году мы работали на взрывной сейсморазведке с группированием скважин. При очередном взрыве одна скважина не сработала и я решил выяснить причину и проверить линию на проводимость. Подойдя к скважине, стал наклоняться, чтобы взять провода и увидел что наступил босой ногой на степную гадюку, которая от боли пыталась укусить меня в порядке защиты. Но кусала не в ногу, а выше в брючину, которая слегка болталась на ветру. Я убрал ногу и она быстро уползла прочь.
Через несколько лет, там же в Казахстане, я со своим маленьким сыном ловили под обрывистым берегом раков. Место неглубокое, а обрывчик возвышался над водой сантиметров пятьдесят. Сын вытаскивал раков с норок, а я шел за ним с ведерком в одной руке, а второй рукой опирался на берег. Так мы и двигались вдоль берега и я все время переставлял руку в траве на берегу. Переставив руку в очередной раз, боковым зрением заметил какое то движение и повернув голову, увидел гадюку буквально в пяти сантиметрах от моей руки, которая свернулась в клубок и приподняла голову, готовясь к броску. Я убрал руку и обошел ее дальше, а она осталась лежать, как ни в чем не бывало.
Еще один случай произошел также в Казахстане на плато Устюрт. Летом там жара неимоверная и мы работали по ночам. В помещении станции жарко и шумно и я решил поспать на улице. Вытащил из ЗИЛа сиденья, разложил недалеко от машины и уснул. Утром солнышко разбудило меня и я стал собирать сиденья, чтобы поставить на место. Каково же было мое удивление, когда я увидел под сиденьем гадюку. Змеи ночью охотятся, а днем в жару отдыхают и как она забралась под сидушки, не представляю. И меня не тронула!
Как то выпала возможность мне поработать в Индии в предгорье Гималай. База партии была расположена в небольшом городке Рампур (300000 жителей), а работали до подножия гор в долине Ганга. Мне очень хотелось сфотографировать кобру в естественных условиях.
Все наши индусы знали об зтом и при случае звали меня, но пока добегу змеи успевают скрыться в норах. И вот однажды после наладки профиля иду к станции в сопровождении рабочих индусов, которые стали учить меня считать до десяти на хинди. Под ноги не смотрю, повторяю цифры и слышу от станции кричит переводчик и индийский руководитель контракта. О чем кричат сразу не понятно было, а уже когда увидел почти под ногами уползающую от меня кобру, сообразил и сразу фотографировать. Кобра была сделала стойку, раздула капюшон и пыталась меня напугать. Я же этого не видел и шел напролом и у нее нервишки сдали. Она начала уползать и опускать голову, на которой отчетливо просматривался рисунок очков.
Качество фотоаппарата-«мыльницы» не позволяло получить качественные фотки, но на фотографии можно разглядеть и очки, и капюшон, и саму змею. И ведь тоже не стала меня кусать, а я уже почти наступил на нее.
На этом, дорогие подписчики и читатели, прошу извинения за стиль письма.
Может кто в комментариях сможет объяснить поведение змей в описанных случаях. Буду очень признателен.