Найти в Дзене

Семейное дело

Эннис Дафф

Мисс Дафф рассматривает чтение вслух не только как средство обогащения языка, но и как удовольствие от переживания близости, которое помогает сплотить семью.
Мисс Дафф рассматривает чтение вслух не только как средство обогащения языка, но и как удовольствие от переживания близости, которое помогает сплотить семью.

Это была счастливая случайность, вызванная желанием заниматься чем-то вместе, а не сознательным усилием привить нашей маленькой компании книжный склад ума, который подтолкнул нас, когда ей было всего полтора года, к карьере чтения всей семьей. Мы всегда, с того дня, как она вылупилась, читали ей стихи и рассказывали или пели детские стишки - все это составляет хорошую "беседу" для торжественной маленькой девочки, которая лежит на купальном столике и слушает с приятным вниманием. Так что же могло быть более естественным, когда она достигла стадии ползания, чем то, что она подошла поближе, чтобы послушать, когда один читает другому?

Казалось недобрым всегда говорить через ее голову, поэтому однажды, после того как мы спели из что-то из Оперы Младенца, я посадила ее к себе на колени и показала ей красивые картинки Уолтера Крейна, пока я произносила стихи. Это не имело сенсационного успеха; она извивалась и ерзала, а через некоторое время соскользнула вниз и занялась своей
работой. Но прошло не очень много времени, прежде чем она принесла
книги, забиралась на олимпийское колено и слушала стихи, пока страницы медленно переворачивались, чтобы показать картинки. Когда такие встречи
тет-а-тет стали все более частыми, третий член семьи так же проявил свойство присоединяться к этой картине; и теперь церемонии перед сном включают в себя то, что мы теперь научились называть "периодом чтения".

Одна за другой в ход пошли собственные книги маленькой слушательницы, некоторые из которых остались со времен детства родителей, а некоторые - нетронутые покупки проницательных родственников. Для меня было откровением обнаружить, какое волнение и удовольствие вырвались с этих страниц, и воспитание двух молодых родителей началось по-настоящему серьезно. Тот факт, что даже у очень маленьких детей есть определенные интересы, сразу же стал очевидным; как нелепо и восхитительно забавно было обнаружить, что в то время как двухлетняя девочка любила картинки с другими малышами, пушистых животных и все мягкие и красивые вещи, двухлетний джентльмен любит машины, поезда и лодки, и у него страсть к колесам. Взрослый проявит легкий такт, комментируя предложенные вами книги; маленький ребенок - никогда. Так что есть бесконечное удовольствие в том, чтобы узнать, что книги и картинки понравятся вашему юному дарованию, а поиск подходящего материала уводит вас в новые леса и пастбища каждый раз, когда вы заходите в библиотеку или книжный магазин.

И что стандарты текста, картинок и общего качества книг для маленьких детей должны быть высокими, само собой разумеется. Я верю, что хороший вкус, если он на самом деле не является инстинктивным у "новых людей", можно развить с большой уверенностью; и не может быть никаких возможных оправданий для принятия чего-либо, кроме самого лучшего, что только можно иметь. Я сомневаюсь в достоверности часто слышимых жалоб на то, что так мало хороших книг для маленьких детей. Следует помнить, что большое количество книг одновременно приводит к путанице; маленьким людям нравится просматривать одни и те же книги снова и снова, что является еще одной причиной выбора книг, которые будут хорошо смотреться не только физически, но и художественно. Третья причина требования высокого стандарта качества заключается в том, что ни один родитель, который не является абсолютно бесчувственным или не склонен к самопожертвованию на грани безумия, не смог бы смотреть на любую из мусорных, ложно задуманных книг чисто коммерческого происхождения достаточно часто, чтобы удовлетворить потребности нетерпеливого ребенка.

Книга, чтобы быть достаточно хорошей для маленького ребенка, должна обладать качествами, которые делают ее приемлемой для умного взрослого. Лишь в очень немногих случаях из нашего собственного опыта случалось, что тот или иной ребенок проявлял большой интерес к
книге, которая была определенно неинтересна родителям; и тогда, несомненно, ребенок видел что-то привлекательное, чего мы, с нашими затуманенными взрослыми глазами, не могли разглядеть.

Поразительная особенность картинок в действительно хороших книгах, которые используются в первую очередь, заключается в том, что они
показывают с большой ясностью, красотой, жизненной силой, юмором и очарованием то, что ребенок, скорее всего, увидит в повседневной жизни. Они наделяют эти обычные вещи яркостью видения художника. Таким образом, ребенок, который жил с ягнятами в "
Младенце Христе",
увидит живого ягненка не просто как пушистый предмет на лугу; он увидит совершенно особый вид ягненка, в котором есть что-то от красоты и святости. Эти прекрасные книжки с картинками - а их множество - заслуживают того, чтобы их смаковали, и именно здесь родители, а также маленькое дитя, находят глубокое и удовлетворяющее удовольствие, изучая их вместе часто и медленно.

Приобщение к красоте никогда не может начаться слишком рано, и ребенок, которому с младенческих лет помогали видеть красоту, "будет любить все прекрасное и ненавидеть все уродливое задолго до того, как поймет причину этого". В воспитании чувства визуальной красоты у ребенка с помощью книг не должно быть ничего заученного или скучного; рисунки поросят Лесли Брук по-своему так же прекрасны, как и исключительно нежные рисунки ягнят Питершема. Качество наслаждения варьируется в зависимости от настроения картин, и именно наслаждение красотой увековечивает его. Итак, вот в чем секрет успешного использования книжек с картинками для семейного чтения: выбирать то, что соответствует настроению момента, и искренне радоваться тому, что вызывает у ребенка отклик.

В течение многих месяцев чтение, сопровождаемое картинками, в основном, как предполагается, является приятным звучанием само по себе и усиливается ассоциацией с визуальным удовольствием. Это прививает привычку слушать, и удовольствие от чтения вслух всей семьей, в то время, пока "ребенок - еще нежное создание", затмевает
растущее наслаждение быть партнерами в стремлении с любопытством исследовать все сокровища разума, хранящиеся в книгах. Вначале то, что человек читает, обычно знакомо ему с детства, поскольку мотивы и стишки из "Матушки Гусыни", старые детские стишки и песенки, являются естественным наследием самых маленьких. Но всегда, когда я читаю их вслух или слышу, как их читают, я думаю о даме, которая зашла в книжный магазин, чтобы купить подарки племянникам и племянницам; после того, как ей показали огромное количество книг, она сказала: "Но это все старые книги." На что книготорговец мягко заметил: "Да, мадам, но дети всегда новые".

Каким-то образом с каждым прочтением старые стихи приобретают
новую свежесть для новых слушателей, и возникает своего рода весеннее желание сделать их более привлекательными, чем они когда-либо звучали прежде. Для этого необходимо не только уметь красиво читать, но и сладко петь, и человек осознает, каким огромным набором достижений мог бы обладать идеальный родитель! Но одна из самых приятных вещей в чтении маленьким детям заключается в том, что многое из того, что подходит для них, естественным образом переходит в музыку, которая также является их наследием. "Все вдруг разразились пением" - и нет лучшего способа, чем научить людей, которые учатся говорить, тому, что в словах есть музыка, и что поэтому их следует произносить музыкально. Значение и употребление слов также быстрее всего осознаются ребенком, которому читают или поют; он рано начинает проявлять живой интерес к новым словам, подбирает их и играет с ними, наслаждаясь "ощущением" и звучанием своего собственного голоса, произносящего их. Это начало понимания тонкостей языка и ведет к его дифференцированному и точному использованию.

Вскоре можно будет читать простые рассказы и стихи с более длинной музыкальной линией и более глубоким чувством, чем детские стишки, и качество написания всегда должно быть высоким. Чистота и простота языка, прямота мысли, живость выражения и использование достоверных образов в том, что дети слышат из прочитанного, помогают
им избежать убогости и посредственности, когда они начинают выбирать книги для себя. В нашей семье совместное чтение становилось все интереснее по мере того, как поле выбора расширялось вместе с расширяющимся умом маленького слушателя; и не только мы сами получали замечательное удовольствие, но и маленький человек, получив этот стимул, начинал самостоятельно изучать книги. Некоторые из
прочитанных нами книг теперь принадлежали ее собственной памяти, и она с удовольствием указывала нам на пропущенное или неуместно расставленное слово и могла "читать" про себя, точно соотнося каждый фрагмент текста с соответствующей картинкой - обстоятельство, которое огорчило приезжего дедушку, который поставил под сомнение, мудро ли это - обременять маленький ум работой по обучению чтению до того, как ему исполнится три года! Все это было забавно, но настоящая выгода заключалась в том, что теперь у нас был общий
солидный запас настоящей литературы.

Она тоже начала осваивать искусство уместности цитирования. Никогда я не забуду один темный, тихий зимний послеполуденный час, когда в доме не было слышно ни звука, кроме шороха карандаша по бумаге и приглушенной возни трехлетней девочки среди своих игрушек на полу. Внезапно из подвала донесся негромкий скрежет - это уголь падал в корзину. Трехлетняя девочка с интересом подняла голову, мгновение прислушивалась, а затем торжественно произнесла: "Вниз, вниз, вниз, как деньги в копилке!" С тех пор ее разговор продолжает изобиловать
цитатами. Это может показаться тривиальным - уметь цитировать цитаты из книг; но есть большая интимность в быстрой реакции на знакомое упоминание, например, как когда миссис Минивер поймала сочувственный взгляд через обеденный стол.

Теперь, когда нас четверо, мы, первые, для общего семейного чтения вернулись к книжкам с картинками.

Нам всем будет интересно снова отправиться в путешествие с нашим новым компаньоном, открывая прелесть книг Беатрикс Поттер и А. А. Милна; мы порадуемся, если он так же, как и мы, полюбит "Ветер в ивах", и проведем еще одно блаженное лето за "Чудесными приключениями Нильса", надеясь, что он будет с волнением, стоя на цыпочках, ждать каждой главы следующего дня. И, возможно, у нас снова появится возможность обсудить с ним ценность всей жизни, когда мы прочитаем, как Курд застрелил голубя, и впервые узнаем, держа его в руках, "что такое голубь на самом деле". Возможно, некоторые из этих удовольствий, которые мы разделяли раньше, будут не для него. Но он покажет нам другие сокровища, и четыре разума, вдохновленные друг другом, найдут как общие, так и отдельные дары удовольствия, понимания, красоты и веселья.
Таким образом, совместное чтение книг в близости семейного круга с самыми маленькими детьми приносит семье как единому целому стабильность и духовное родство, а маленькому ребенку открывает двери ко многому, что делает жизнь хорошей и показывает достоинство
настойчивого стремления человечества к Хорошей жизни. Точно так же с этих ранних зачатков происходит рост ума в восприятии "того, что не может быть обдумано словами, рассказано или выражено... весь тайный и тихий мир за пределами нашей жизни, ветер и звезды тоже, и море, и бесконечная неизвестность".
(Выдержка из книги Эннис Дафф "Завещание крыльев")

Текст предоставлен http://montessori-namta.org (перевод с английского В. Носенко для MSM)

Наш телеграм-канал: https://t.me/mosmontessori